Постоянное использование искусственного интеллекта в повседневной жизни, особенно в школьном возрасте, может привести к снижению когнитивных способностей и потере навыков самостоятельного мышления. Об этом в беседе с «Газетой.Ru» рассказал врач-психиатр Сергей Тарасов.
Можно разучиться думать: россиян предостерегли от постоянного использования ИИ

По словам специалиста, ИИ следует воспринимать исключительно как вспомогательный инструмент, а не как замену собственной умственной активности. Он сравнил это с калькулятором: сам по себе он не делает человека плохим математиком, но если с детства считать только с его помощью, можно так и не научиться базовым арифметическим навыкам. «То же самое происходит с мышлением: чем более совершенный и "умный" инструмент мы используем, тем выше соблазн полностью положиться на него — не как на помощника, а как на замену себе. И именно здесь кроется риск», — подчеркнул врач.
Тарасов отметил, что мозг легко «разбаловать», если не давать ему регулярную нагрузку. В этом случае могут ослабевать ключевые когнитивные функции – способность к анализу, формулировке мыслей, аргументации и сомнению. А именно эти навыки, по его словам, составляют основу критического мышления.

Кроме того, при активном использовании ИИ у подростков и молодых людей может формироваться иллюзия собственной компетентности.
«Когда ИИ выдает связный и убедительный текст, подростку или молодому взрослому может показаться, что это — результат его ума, его понимания темы. Возникает ощущение "я справился", хотя на самом деле интеллектуальной работы почти не было», – пояснил психиатр. Он считает, что такая подмена особенно опасна в период формирования личности.

Врач призвал не забывать, что без постоянной умственной тренировки мышление угасает так же, как мышцы теряют форму без физической активности.