Ежегодно портал о русском языке «Грамота.ру» подводит итоги и называет главное слово года, отвечающее сразу ряду критериев. В 2024 году словом года назвали «вайб». Кроме того, в шорт-лист вошли также «скуф» и «прилет».
«Вайб» назвали словом года в России: оно обошло «скуфа» и «прилет»

Слово «вайб», как это часто бывает, стало популярно у зумеров, которые позаимствовали его из английского языка Это молодежное слово происходит от английского «vibe», что означает «вибрация», и стало популярным для описания настроения, атмосферы или эмоций, связанных с человеком, местом или событием. Например, говорят о «позитивном вайбе» на вечеринке или «осеннем вайбе» от погоды.
По мнению философов-сторонников теории поколений, зумеры используют такие слова как «вайб» или «аура», потому что именно для представителей поколения Z собственные чувства и эмоции стали иметь важное значение. Миллениалы и бумеры склонны к подавлению и сокрытию эмоций, что нередко приводит к проблемам и конфликтам. Зумеры же, наоборот, ищут и активно используют слова, чтобы описать свое эмоциональное состояние, имеющее для них большое значение.

Постепенно слово «вайб» стало популярно не только среди зумеров. Появились также вариации – «минус вайб» для описания негативного впечатления и «плюс вайб» — для позитивного.
Скуф
На втором месте в шорт-листе оказалось слово «скуф», которым описывают неопрятного мужчину старше 35 лет, имеющего консервативные взгляды и бесперспективную работу. Этот термин произошел от фамилии бывшего админа паблика «Двач» Алексея Скуфина. Пользователи соцсетей описывают скуфов как любителей пива и компьютеров.
Прилет
Прилетом характеризуется попадание одиночного артиллерийского снаряда, ракеты или БПЛА по объекту.

Как выбирают слово года?
«Грамота.ру» пояснила, по каким критериям определяют слово года. Во-первых, оно должно быть относительно новым или получило новое значение и отсутствовать в академических толковых словарях. Во-вторых, слово должно быть актуальным и описывать текущие тренды. В третьих- частота упоминания – слово года должно быть знакомо каждому пользователю соцсетей и читателю новостных ресурсов. И последний критерий – освоенность языком. Оно должно иметь устоявшуюся форму и модель словоизменения, от него могут быть образованы другие слова.
Сначала специалисты собирали лонг-лист на основе опросов на портале, анализа Телеграм-каналов, СМИ и лингвистических ресурсов, а затем составлялся шорт-лист на основе качественного анализа частоты употребления. Итоговый победитель выбирался по итогам экспертного голосования.