Рынок автокредитования продолжает падать. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которые передают «Известия», в феврале 2025 года средний размер автокредита в России составил 1,23 млн рублей.
Рекордное падение: средний размер автокредита снизился до минимума за два года

Это самый низкий показатель, зафиксированный с января 2023 года, что подтверждает устойчивый тренд на снижение.

Снижение среднего размера автокредита еще более заметно, если проследить динамику изменений. По сравнению с февралем прошлого года, когда средний размер займа составлял 1,46 млн рублей, падение составило целых 17,3%. Даже по сравнению с январем текущего года наблюдается небольшое снижение — на 0,5%. Напомним, что в январе средний размер автокредита был 1,22 млн рублей, что уже тогда было минимальным значением с начала 2023 года.
Конечно, средний размер автокредита существенно варьируется в зависимости от региона. Традиционно лидерами по размеру займа считаются Москва и Московская область, где средние показатели составили 1,64 млн рублей и 1,48 млн рублей соответственно. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области средний размер автокредита немного ниже — 1,42 млн рублей и 1,41 млн рублей. Замыкает пятерку лидеров Ханты-Мансийский автономный округ с показателем 1,36 млн рублей.
А вот самое заметное снижение среднего размера автокредита за год продемонстрировали Самарская, Ульяновская и Ростовская области — 28,4%, 24,1% и 23,8% соответственно. В Москве и Санкт-Петербурге снижение менее заметное — 16,1% и 18,3%.
Эксперты НБКИ объясняют такую динамику введением ЦБ макропруденциальных ограничений в середине 2024 года. Меры Центробанка, направленные на контроль закредитованности населения и снижение рисков для банковской системы, заставили кредитные организации более тщательно оценивать платежеспособность заемщиков. В результате автокредиты стали более доступны клиентам с высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР), которые, как правило, предпочитают брать кредиты на меньшие суммы и на более короткие сроки.
Конечно, на размер автокредита влияют и другие факторы, такие как общая экономическая ситуация и изменения на автомобильном рынке. Однако, влияние макропруденциальных ограничений является, по мнению экспертов, одним из ключевых факторов, формирующих текущий тренд.

Ранее стало известно, что с 1 апреля 2025 года Центральный банк России (ЦБ РФ) получит расширенные полномочия и будет устанавливать так называемые макропруденциальные лимиты (МПЛ). Главная цель – снизить системные риски в финансовой системе и предотвратить чрезмерный рост закредитованности населения.
Первые изменения вступят в силу 1 июля 2025 года. ЦБ РФ планирует начать с самых рискованных сегментов рынка, а именно с ипотечных кредитов, выдаваемых заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН) и низким первоначальным взносом. Высокий ПДН означает, что заемщик тратит более 80% своего дохода на обслуживание долгов, а низкий первоначальный взнос – это менее 20% от стоимости приобретаемой недвижимости.