Российские компании, занимающиеся производством электроники, предложили властям ограничить параллельный импорт технических устройств и ввести обязательную маркировку. Участники рынка опасаются, что цены после таких мер улетят в космос. Рассказываем, как обстоят дела.
Цены на электронику в России взлетят? Власти хотят ограничить параллельный импорт

В ходе заседания в Совете Федерации глава АНО «Вычислительная техника» Светлана Легостаева выступила с инициативами, направленными на поддержку отечественной электроники. Среди предложенных мер – предоставление льготного кредитования ритейлерам при продаже российских устройств, ограничение параллельного импорта ряда моделей ноутбуков, смартфонов и планшетов, государственные субсидии на рекламу и размещение продукции, введение дополнительного утилизационного сбора для производителей, а также система кэшбэка для покупателей отечественной техники, сообщает «Коммерсант». Все эти меры, очевидно, могут привести к повышению цен на технику в России.

Легостаева подсчитала, что из-за слабой продажи российских устройств в потребительском сегменте государство недополучает около 12 млрд руб. в год. По ее словам, доля смартфонов российского производства на рынке – менее 12%. Она предложила распространить озвученные меры на три года.
В 2023 году уже звучали предложения об ограничении параллельного импорта иностранных серверов и систем хранения данных. Ритейлеры поддерживают идею льготных кредитов и кэшбэков, но выступают против запрета параллельного импорта и введения дополнительного утильсбора. По словам представителя РАТЭК (в которую входят «Ситилинк», «М.Видео-Эльдорадо», DNS и другие) Антона Гуськова, организация считает, что ограничительные меры в потребительском сегменте будут лишними.
«Подобные идеи могут привести к росту стоимости и ухудшению качества продукции и сужению ассортимента для граждан, а также к росту нелегального сегмента»,— утверждает он.

При этом российские производства техники недозагружены. К примеру, на прошлой неделе «Аквариус» открыл новую производственную линию с потенциалом выпуска 365 тыс. единиц серверов в год, тогда как весь российский рынок составляет 150–170 тыс. Объемов «Аквариуса» хватит на то, чтобы обеспечить серверами Китай и Европу, но эти рынки пока закрыты для российских производителей.
Ранее коммерческий директор Авто.ру Даниил Шкурыгин спрогнозировал, что возвращение иностранных брендов на российский рынок маловероятно. Даже если иностранные бренды вернутся, процесс займет годы, а цены останутся высокими из-за инфляции и утильсбора, уверен предприниматель.