«Избинг» вышел из-под контроля: как москвичи взвинтили цены на старые деревенские дома

Бюджетные варианты рядом со столицей закончились, а в популярных локациях ценник на недвижимость под капремонт теперь стартует от 1,5 млн рублей.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
«Избинг» вышел из-под контроля: как москвичи взвинтили цены на старые деревенские дома
Freepik

На российском рынке загородной недвижимости возник необычный тренд на приобретение старого жилого фонда в отдаленных от столицы поселениях, что привело к кратному росту стоимости объектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сообщает «Коммерсант», за последние два года цены на традиционные деревенские избы и исторические постройки выросли в несколько раз.

После дачинга пришло время избинга: у российских зумеров набирает популярность новый вид туризма

Россияне бросились покупать дачи: какие дома продаются лучше всего

Зумеры бегут из города: молодое поколение лидирует по спросу на дачи и коттеджи​​​​​​​
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если еще пару лет назад ветхий дом, требующий серьезного ремонта или даже сноса, можно было приобрести за сумму в 500–700 тысяч рублей, то в текущем сезоне стоимость аналогичных предложений стартует от полутора миллионов и в наиболее популярных локациях достигает 4,5 миллиона рублей.

Основными драйверами этого процесса эксперты называют интерес жителей мегаполисов к формату «дальней дачи» и развитие нового туристического направления, получившего название «избинг».

Участники рынка недвижимости констатируют, что в непосредственной близости от Москвы бюджетных вариантов практически не осталось. Вслед за профессиональными инвесторами в российские села массово пошли частные клиенты, которых интересуют постройки в тихих и живописных местах. Спрос спровоцировал резкий скачок цен даже на те дома, которые требуют капитальных вложений.

По данным брокеров, география покупок значительно расширилась, охватив территории в радиусе пяти-шести часов езды от столицы. Например, в Тверской области бревенчатый домик постройки середины прошлого века сейчас выставляется на продажу за 3,5 миллиона рублей. Несмотря на то, что удобства в таком объекте находятся на улице, высокую цену оправдывают наличие участка площадью 16,5 соток, близость реки и леса.

Аналогичная ситуация наблюдается и в более отдаленных регионах, где стоимость недвижимости зависит от исторической ценности и состояния инфраструктуры. За те же 3,5 миллиона рублей можно приобрести купеческий кирпичный особняк на берегу реки Онеги в Архангельской области, хотя новому владельцу придется вложиться в серьезный капитальный ремонт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Ульяновской области предложения выглядят доступнее: дом с рабочей печью в селе, где функционируют два магазина и школа, предлагают за один миллион рублей. Самые бюджетные лоты пока сохраняются в Саратовской области, где на досках объявлений можно найти варианты по цене смартфона — около 150 тысяч рублей с пометкой «покупай и живи».

Эксперты объясняют тенденцию популярностью так называемого «избинга» — тренда, когда жители крупных городов, преимущественно москвичи, стремятся пожить в аутентичных деревенских условиях, часто без интернета и привычного городского комфорта.

Для многих покупателей деревянные и каменные постройки в глухих селах становятся не просто инвестицией, а семейным активом, выполняющим функцию второй дальней дачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рынок этот пока стихийный, профильных риелторов на нем практически нет, а сделки часто проходят по эмоциональному сценарию, когда покупатель видит объект и принимает решение моментально.

Параллельно с частным спросом растет интерес инвесторов к объектам культурного наследия. На специализированных агрегаторах сейчас экспонируется порядка сотни исторических зданий: бывшие уездные земские управы, полуразрушенные доходные дома, старые мельницы и купеческие особняки.

Муниципальные власти, заинтересованные в развитии туризма, периодически выставляют такие объекты на торги, иногда по символической начальной цене. Однако конкуренция на аукционах приводит к многократному удорожанию лотов.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот бизнес-интерес сосредоточен преимущественно в городах с высоким туристическим потенциалом, таких как Зарайск, Коломна, Елец и Суздаль. В подмосковном Зарайске, например, насчитывается около десяти старинных домов, которые теоретически могут быть переоборудованы в бутик-отели без изменения фасадов.

Однако работа с такой недвижимостью сопряжена с ограничениями: многие объекты, особенно в городах Золотого кольца, находятся под государственной охраной, что запрещает владельцам менять внешний облик зданий.

«Дешевых вариантов на рынке практически не осталось, а все объекты с историей обладают высоким туристическим потенциалом и будут только дорожать», — отметила директор департамента вторичной недвижимости компании Est-a-Tet Юлия Дымова.

По ее словам, входной порог на рынок «избинга» существенно вырос, и то, что еще два года назад было доступно широкому кругу покупателей, сегодня переходит в разряд дорогостоящих активов.