Ректор Петербургского горного университета Владимир Литвиненко предложил ввести обязательную отработку для выпускников-инженеров, а также сократить количество вузов в 3 раза, чтобы высшее образование снова стало статусным и почетным, а учиться могли лучшие из лучших.
После учебы сразу на завод: в России предложили ввести обязательную отработку для выпускников-инженеров

По его словам, в Афганистане, Иране и странах Средней Азии народы устроены так, что они готовы продать последний халат, лишь бы их дети получили высшее образование. В итоге это приводит к тому, что дети, которые не могут закончить школу, поступают в медвузы, утверждает Литвиненко. «Примерно то же самое и у нас происходит, понимаете?» — заявил ректор Горного.
Студенты перешли на ИИ: каждая четвертая студенческая работа в России написана с помощью искусственного интеллекта
Духовно-нравственные ценности студентов начнут оценивать: приложение уже в разработке

Также ректор предложил выдавать дипломы не после защиты выпускной работы, а только после отработки на предприятии в течение трех лет. «После этого — три года работы на производстве, и тогда условия гранта выполнены, и только тогда выдается диплом», — заявил Владимир Литвиненко.
Здесь ректор приводит в пример США. По его словам, в Америке выпускается всего около двух тысяч инженеров в год. Очень мало для такого огромной страны, однако каждый такой специалист — профессионал своего дела, которому всегда найдется применение. Причем профессионал такого уровня, что для выезда за границу таким специалистам нужно сниматься с учета.
Важно уточнить: в США выпускается не 2 тысячи студентов-инженеров ежегодно, а значительно больше — около 126 тысяч. Разумеется, если мы говорим о специалистах из лучших вузов, получивших степень PhD, их значительно меньше, однако бакалавров-инженеров выпускается реально много.

И выезд в другие страны для них не закрыт. Вчерашний студент-инженер, даже очень талантливый, может без особых ограничений путешествовать по миру, хотя есть исключения — если он занимался работой в областях с государственной тайной или строгим экспортным контролем. Тогда да, ограничения есть.
Что касается сокращения вузов, этим должны заниматься чиновники из соответствующих министерств. Разумеется, в России есть учебные заведения с низким уровнем подготовки, однако научно-техническая база в нашей стране продолжает оставаться высокой, поэтому даже региональные российские вузы способны готовить инженеров для решения технических задач. А вот за создание творцов и разработчиков высокого уровня отвечают уже лучшие университеты страны.
Но государству нужны как творцы и инноваторы, так и специалисты, уровень образования которых достаточен для обслуживания сложных систем в рамках инструкций. И не всегда такие задачи способен выполнить человек со средне-техническим образованием. Поэтому радикальное сокращение количества вузов может оказаться ошибкой.
