В России уже несколько лет идут дискуссии о сокращении продолжительности рабочей недели. В Госдуме не исключают, что со временем сотрудники отечественных компаний действительно будут работать лишь по четыре дня. Такую вероятность допускают и экономисты, однако, по их словам, хорошего в этом будет мало.
Часть россиян переведут на четырехдневку. Но плюсов в этом практически не будет

Что известно о переходе на 4-дневную неделю в России
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в середине сентября сообщил, что рынок труда в России со временем сам сделает выбор в пользу четырехдневной рабочей недели. По мнению парламентария, никакой регуляторики в этом вопросе быть не должно – переход будет «эволюционным и синергетическим». В то же время, подчеркнул политик, нельзя допустить, чтобы новый график работы привел к сокращению доходов россиян или негативным последствиям для тех компаний, которые решат внести изменения в свой трудовой распорядок. По мнению Нилова, продолжат набирать популярность удаленный формат работы и различные формы смешанной занятости, которые стали распространяться в России после пандемии коронавируса.

Пока никаких официальных решений насчет перевода россиян на четырехдневку не принималось. Однако кандидат экономических наук, доцент Института международных экономических связей Александр Суетин считает, что этот сценарий вполне вероятен.
Правда, по мнению эксперта, новый график буде ждать не всех. Скорее всего, считает он, по четыре дня в неделю будут только граждане, работающие на предприятиях с конвейерным производством. Такая схема работы используется в нескольких отраслях – автомобилестроении, двигателе- и тракторостроении, станкостроении и компьютерном и часовом производстве.

Что получат россияне от перехода на новый график
Суетин считает, что никаких особых преимуществ от перехода на четыредхневную рабочую неделю для россиян практически не будет. По мнению эксперта, этот процесс будет связан исключительно со стремлением компаний снизить затраты на оплату труда. «При этом интенсивность работы будет только возрастать», – цитирует Суетина «Газета.ру».
Он обратил внимание на опыт других стран: там сокращение рабочей недели часто связано с ростом автоматизации производства – это позволяет сотруднику трудиться меньше, сохраняя прежний уровень дохода. Однако Суетин считает более вероятным сценарий, при котором работодатели просто начнут сокращать зарплаты «в скрытой форме». Сначала сотрудники лишатся своих премий и других надбавок. «В итоге основная масса предприятий может перейти на выплату голого оклада», — полагает экономист.