В России остро не хватает настоящих профессиональных клоунов — об этом в интервью «МК» рассказал народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, недавно начавший преподавать клоунаду.
У нас нехватка 70%: в России заговорили об остром дефиците клоунов

По его словам, сегодня в цирках мало не просто артистов в гриме и ярких костюмах, а именно самобытных личностей — тех, у кого есть собственный стиль, философия и авторский репертуар, выражающий их взгляд на мир.

«Наблюдается дефицит профессиональных клоунов. Если вы заметили, в жанре клоунады не появляются новые имена», — отметил Марчевский.
Он также подчеркнул, что в некоторых цирковых программах клоуны вообще исчезли, хотя именно они, по его убеждению, придают представлению целостность: «Без клоуна цирка нет». В подтверждение масштаба проблемы Марчевский привёл пример Всемирного фестиваля клоунов в Екатеринбурге: за десять лет его проведения удалось собрать всего около 120 по-настоящему оригинальных артистов со всего мира.
Клоунов действительно становится меньше. И на это есть целый ряд причин. Во-первых, работа мало кого привлекает. Цирк — это регулярные гастроли по всей стране. Клоуны не засиживаются на одном месте, а в дороге проходит большая часть жизни. Это изматывает: далеко не каждый готов взяться за такую работу. Тем более, за нее не платят миллионы.

Так, гастролирующий музыкант может получать по 100-200 и более тысяч рублей (крупные звезды зарабатывают миллионы) всего за один концерт. А клоун заработает столько за месяц. Едва ли напряженный режим работы и бесконечные разъезды того стоят.
Помимо этого не стоит забывать, что смех сейчас вызывают несколько другими методами. Клоунада — это здорово, но взрослый человек с большим интересом пойдет на концерт стендап-комика, чем в цирк. А детей клоуны все чаще пугают, а не веселят (спасибо массовой культуре).
Наконец, сами цирки сильно потеряли в популярности. Их регулярно критикуют за жестокое обращение с животными, но даже без такой критики дела идут все хуже и хуже. Разумеется, ни о каком исчезновении цирковых представлений, как жанра, речи не идет. Но наблюдается тренд превращения цирковых шоу из веселых массовых мероприятий в очень нишевый вид досуга для очень узкой прослойки людей.
А там, где нет популярности, денег, возможностей для самореализации, там не появляется новых имен. Так работает развлекательная индустрия. В этом нет ничего плохого, а тем, кто грустит об исчезновении клоунов, следует помнить, что история циклична. Они обязательно вернутся. Надо только подождать 27 лет.
