Как подсчитали аналитики «Корпорации МСП», только с начала 2025 года число индивидуальных предпринимателей в возрасте до 18 лет в нашей стране выросло на 700 человек. Для сравнения — в 2024-м прирост составил всего 300.
Зумеры массово идут в бизнес: в России зафиксирован бум подросткового предпринимательства

Молодежное предпринимательство активно развивается в России – причем в бизнес идут даже те представители подрастающего поколения, которым еще не исполнилось 18 лет. Сейчас количество ИП, зарегистрированных на несовершеннолетних россиян, превышает 13 тысяч — и в ближайшее время этот тренд будет лишь набирать обороты.

Как правило, зумеры начинают бизнес, связанный с цифровым контентом и соцсетями. Кроме того, популярностью у них пользуются сферы маркетинга, образовательных и творческих продуктов, а также стриминг. Но есть среди юных предпринимателей и те, кто активно ведет свое дело на маркетплейсах, а также занимается наукой или репетиторством. В приоритете у молодежи — те области деятельности, которые им интересны и которые вызывают самый быстрый отклик у аудитории.
Председатель комитета «Опоры России» по развитию молодежного предпринимательства Виктор Ивлев в беседе с «Известиями» связал такой скачок популярности предпринимательства среди молодежи с популяризацией этой деятельности в РФ. По его мнению, подростков привлекают сразу несколько факторов: престижный статус, независимость от взрослых, а также возможность заниматься любимым делом, при этом получая за него деньги.

В некоторых регионах власти оказывают поддержку молодежи, решившей открыть свое дело. Так, например, в школах Москвы есть профильные классы, где проводятся уроки по предпринимательству. На территории страны также проводятся специализированные конкурсы бизнес-планов, а многие ребята продвигают себя через различные организации — например, Росмолодежь и «Движение первых».
В то же время эксперты отмечают, что ранний старт в бизнесе сопряжен с рисками. Многие несовершеннолетние открывают свое дело без достаточных знаний и на эмоциях — в результате они быстро тратят стартовый капитал и остаются не у дел. Кроме того, порой молодые бизнесмены сталкиваются с недоверием со стороны аудитории — их просто не воспринимают всерьез партнеры или заказчики. Наконец, нередки случаи, когда подростки просто «прогорают» — то есть теряют интерес к работе или разочаровываются в ней. По этой причине, считают профильные эксперты, юным предпринимателям важно не только получать опыт самостоятельности, но и продолжать образование — развиваться, поступая в колледжи и университеты.