После смягчения санкций и снятия ограничений многие зарубежные бренды могут попытаться вернуться на российский рынок. Однако для некоторых компаний этот процесс будет сложным и не всегда успешным. Такое мнение высказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко в интервью Российской газете.
Что будет после санкций? Эксперт назвал бренды, которым будет сложно вернуться на российский рынок

По словам эксперта, далеко не все зарубежные бренды будут встречены в России с распростертыми объятиями. «Не все компании будут с радостью встречены на российском рынке, поскольку могут создать конкурентное давление на локальные бренды», — отметил он. Это особенно актуально для сфер питания и одежды, где российские производители и компании из дружественных стран уже успели прочно закрепиться.
Щербаченко отметил, что возвращение компаний из недружественных стран может стать затратным и затяжным процессом.

Тем не менее аналитики прогнозируют, что в 2025 году на российский рынок может вернуться до 350 иностранных брендов, ушедших в 2022 году. Среди компаний, рассматривающих возможность возобновления работы в России, называются такие гиганты, как Samsung, LG, Hyundai, Inditex (владелец брендов Zara, Bershka и Pull&Bear), McDonald’s, Uniqlo, Coca-Cola, PepsiCo, Apple, Visa и Mastercard.
Всего из России ушли или приостановили инвестиции 560 иностранных компаний. Однако уже к концу 2024 года 235 из них возобновили свою деятельность на российском рынке.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее заявил, что для тех западных компаний, которые захотят вернуться, условия работы изменятся. По его словам, российский бизнес уже серьезно инвестировал в развитие собственных брендов, чтобы заполнить образовавшиеся ниши, и эти вложения должны окупиться.

Согласно подсчетам РИА Новости, западные бренды потеряли почти 14 млрд долларов из-за ухода из России. Например, передача российского бизнеса обошлась British American Tobacco в 1,15 млрд долларов, а McDonald’s потерял около 1,2 млрд долларов. Danone понесла убытки на сумму 757,7 млн долларов, Coca-Cola — 195,4 млн долларов, Electrolux — 35 млн долларов, Whirlpool — 333 млн долларов, а Bosch — 290 млн долларов. Материнская компания брендов Zara, Inditex, потеряла 227,6 млн долларов.
Автомобильный сектор также понес значительные убытки: компания Ford лишилась 158 млн долларов, а General Motors — 657 млн долларов.
Даже в случае снятия санкций процесс возвращения западных брендов будет медленным и потребует от компаний серьезных вложений. Российский рынок уже изменился, и конкурентная борьба может оказаться жестче, чем до 2022 года.