Закончились деньги на шопинг? Почему россияне стали реже ходить в ТЦ

Эксперты считают, что торговые центры продолжат терять трафик в 2026 году.
Марина Емельянцева
Марина Емельянцева
Закончились деньги на шопинг? Почему россияне стали реже ходить в ТЦ
PxHere

Россияне в 2025 году стали реже посещать торговые центры. По словам специалистов, заметнее всего снижение трафика оказалось в магазинах товаров для дома, электроники и продуктов питания. Главная причина кроется в том, что потребители постепенно отказываются от импульсного приобретения продукции и стремятся оптимизировать траты.

Аналитики компании Focus Technologies подсчитали, что показатель Mall Index, который отражает количество посетителей на 1 тысячу квадратных метров торговых площадей, с января по середину декабря 2025 года снизился в России на 3%. При этом в 2024-м падение составило 2%.

PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам экспертов, негативный тренд в первую очередь затронул крупноформатные объекты. Президент Magic Group Александр Перемятов в беседе с изданием «Коммерсант» заявил, что на самом деле снижение трафика в больших ТЦ может достигать 20-30%, что в разы больше, чем в подсчетах Focus Technologies.

Компания, в свою очередь, полагает, что торговые комплексы оказались под серьезным давлением со стороны онлайн-площадок, а также макроэкономических факторов. Потребители все чаще переходят к сберегательной модели, перераспределяя свои расходы в пользу повседневных нужд и становятся более осведомленными. Теперь вместо того, чтобы приобрести понравившуюся вещь, люди исследуют разные предложения на рынке, читают отзывы, отслеживают скидки – и лишь затем принимают решение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
PxHere

Как показали подсчеты Focus Technologies, сильнее всего от новой тенденции страдают DIY-магазины. В их случае снижение трафика составляет 18% год к году. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с падением спроса на жилье. На втором месте в антирейтинге расположились ритейлеры электроники и бытовой техники, которые потеряли порядка 9% потребителей. В их случае покупатели просто предпочли приобретать продукцию онлайн. Магазины одежды, парфюмерии и косметики потеряли по 6% посетителей за прошлый год. Зато свои прежние показатели посещаемости сумели сохранить заведения общепита, а детские развлекательные центры и вовсе получили дополнительный трафик, поскольку их услуги просто невозможно перенести в онлайн.

Российские ТЦ на грани банкротства: спасет ли их возвращение иностранных брендов?

Флагманы выходят из моды: почему бренды одежды массово отказываются от больших магазинов

Торговые центры в России умирают: россияне стали проводить в них значительно меньше времени​​​​​​​

Снижение трафика и товарооборота приводит к росту вакантности торговых площадей. Аналитики полагают, что в 2026 году этот тренд сохранится, но не везде: Mall Index в регионах может упасть еще на 3%, в Петербурге – остаться на уровне 2025 года, а в Москве – прирасти на 1%. Решением проблемы, полагают некоторые специалисты, могут стать дополнительные опции в ТЦ – например, развлекательные зоны для детей и взрослых.