По словам Ефремова, подобное встречалось и ранее. Филолог напомнил о резонансе, который в декабре 2023 года вызвала так называемая «голая вечеринка» блогерши Насти Ивлеевой. Мероприятие с дресс-кодом almost naked («почти голые») вызвало шквал критики со стороны общественников и дорого обошлось его участникам: кого-то вырезали из новогодних эфиров, другим отменили концерты, а некоторые и вовсе пропали из публичного поля.
«Схему Долиной» официально включат в словари: она стала одним из главных неологизмов года

Так называемая «схема Долиной» оказалась одним из главных негативных трендов на российском рынке недвижимости в 2025 году. В соцсетях то и дело появляются новые истории, связанных с изъятием жилья у добросовестных покупателей в пользу прежних владельцев – как правило, это пожилые люди, заявляющие, что продали квартиры под влиянием мошенников. Этот механизм оказался настолько распространен, что его название официально включат в словарь неологизмов.
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН и руководитель проекта «Словари новых слов» Валерий Ефремов рассказал, что впервые определение «схема Долиной» появилось еще летом 2024 года. После этого начали распространяться другие производные от этого термина – например, «эффект Долиной», «бабушкина схема», «казус Долиной» и «бабушкин вариант». Все они так или иначе описывают одно и то же – мошеннические схемы, связанные с недвижимостью. Именно такие определения и войдут в словари.

После этого в языке закрепились новые слова и выражения, которые стали использоваться уже без связи с событиями в московском клубе «Мутабор». Например, «свитер/водолазка извинений» теперь символизирует попытки публичных лиц загладить вину за те или иные проступки или инциденты, которые приводят к общественному порицанию.

Что известно о деле Ларисы Долиной
«Схема Долиной», как можно понять из ее названия, напрямую связана с российской артисткой. В 2024 году Лариса Долина продала свою квартиру москвичке Полине Лурье за 112 миллионов рублей. Покупательница платила наличкой. Уже после подписания договора певица заявила, что не будет выселяться из жилья: по ее словам, заключить сделку ее заставили мошенники, которым артистка перевела вырученные деньги. В марте 2025 года суд признал продажу квартиры недействительной – Лурье осталась и без недвижимости, и без уплаченных за нее средств.
В итоге покупательница смогла довести дело до Верховного суда, который 16 декабря отменил решения трех инстанций по делу Долиной. Он постановил, что квартира по закону принадлежит Лурье – поэтому, если артистка не покинет проданное жилье, Московский городской суд рассмотрит вопрос о ее принудительном выселении.
