Национальный автомобильный союз (НАС) предложил отказаться от обязательного обучения в автошколах для сдачи на водительские права. Соответствующее предложение уже направлено премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
Автошколы больше не нужны? Правительству РФ предложили реформировать систему обучения на водительские права

Если предложение будет принято, россияне смогут самостоятельно выбирать свой стиль обучения. Например, прибегать к услугам частных инструкторов, изучать ПДД самостоятельно, а не посещать заняти в автошколах. У будущих водителей появится больше опций, но при этом сдавать экзамены в ГИБДД все также придется. Здесь никаких поблажек нет: может измениться способ обучения, но не тестирование по его итогам.

Но зачем вообще давать возможность самостоятельного обучения? Для повышения качества обслуживания. По словам представителей НАС, сейчас автошколы недорабатывают, не могут похвастаться высоким профессионализмом инструкторов, поэтому ученики на выходе имеют не самые выдающиеся навыки.
Частные инструкторы зарабатывают куда больше, чем в автошколах, нацелены на результат и трудятся в условиях жесткой конкуренции. Поэтому качество их услуг выше. Также автошколы, оказавшись в такой конкурентной среде (теперь от их услуг могут отказаться) начнут повышать каччество обслуживания. От реформ выиграют почти все. И, в первую очередь, россияне.
А среди проигравших будут автошколы. Уже есть экономические оценки, если такой закон будет принят. Потери действительно серьезные, а оправиться после такого удара смогут не все. Так, если подготовка к сдаче теории станет самостоятельной, то спрос на нее в автошколах упадет: их выручка также снизится примерно на 10 млрд (-12,5% от прогнозных 80 млрд руб.). Если разрешить обучение с частными инструкторами, то потери для автошкол могут достигать около 15 млрд руб. (-18,75%) При этом выручка частных инструкторов вырастет примерно до 8 млрд руб.

Это не все риски. Эксперты также считают, что могут возникнуть всевозможные коррупционные схемы. Автошкола — это еще и инструмент контроля. Если ослабить вожжи, вырастет количество тех, кто предпочитает не сдавать, а договариваться.
С самостоятельной подготовкой к теории также есть сложности. Исследования показывают, что теоретическое обучение в автошколе лучше самостоятельного. Об этом свидетельствует количество тех, кто сдает теоретические экзамены. Так, в большинстве автошкол теории вождения учат удаленно. Это за 10 лет привело к падению сдаваемости экзамена с первого раза с 90% до нынешних 40%.
В общем, проект требует внимательного и всестороннего изучения. Слишком много нюансов нужно учесть прежде, чем делать какие-либо выводы.
