Рынок аренды самокатов в России стремительно развивается, и вместе с ним возникает необходимость в более четком его регулировании.
В России могут ввести единые стандарты для аренды самокатов: четыре главных правила уже известны

Как сообщает издание РИАМО, на прошедшем в Москве первом съезде микромобильных перевозок участники рынка предложили ввести единые стандарты для сервисов аренды самокатов. Конкретные предложения сформулировала компания «Яндекс Go», которая теперь планирует направить их игрокам рынка и региональным властям на рассмотрение.

По данным Ассоциации микромобильности, в 2024 году россияне совершили 271,8 млн поездок на самокатах – это на 30% больше, чем в 2023 году. При этом более 85% поездок совершаются не для развлечения, а в качестве полноценного транспортного средства. Городская среда постепенно адаптируется к новому виду транспорта, но для полной интеграции самокатов в транспортную систему потребуются годы и развитие соответствующей инфраструктуры, включая отдельные дорожки и полосы.
Как отметил руководитель сервиса Самокаты «Яндекс Go» Леонид Ясиновский, большинство инцидентов (60%) происходит на стыке автомобильных и пешеходных зон. В связи с этим компания предлагает внедрить четыре обязательных стандарта для повышения безопасности использования самокатов:
- Ограничение количества самокатов
Для каждого города будет установлен лимит на общее количество самокатов всех операторов аренды. Это позволит разгрузить городскую инфраструктуру и навести порядок на тротуарах и парковках.
- Снижение максимальной скорости
Максимальная скорость самокатов будет ограничена на аппаратном уровне. В Москве, например, она уже не превышает 20 км/ч.
Эта мера, по мнению «Яндекс Go», необходима для предотвращения опасных ситуаций на тротуарах до тех пор, пока не появится отдельная инфраструктура для самокатов. Хотя большинство пользователей (более 99%) управляют самокатами аккуратно, некоторые все же совершают резкие маневры, создавая дискомфорт для пешеходов.
- Штрафы за нарушения и контроль
«Яндекс Go» предлагает ввести обязательные штрафы за серьезные нарушения правил использования самокатов: езду несовершеннолетних, езду вдвоем, езду в нетрезвом виде и передачу управления самокатом несовершеннолетним.
Для эффективного контроля предлагается использовать укрупненные номера единого стандарта на каждом самокате, чтобы городские камеры могли фиксировать нарушения.

- Верификация пользователей
Важным элементом безопасности станет проверка возраста пользователей. «Яндекс Go» предлагает внедрить системы верификации и проверки возраста во всех городах, чтобы предотвратить использование самокатов детьми и подростками.
Одним из возможных способов верификации может стать использование ЕСИА (портал Госуслуг). Кстати, в Москве уже тестируется обязательная верификация через портал Mos.ID.