9 принципов эффективного лидера по мнению Google

В американской IT-корпорации считают: чтобы стать выдающимся руководителем, нужно развивать не только профессиональные знания, но и управленческие навыки
9 принципов эффективного лидера по мнению Google
unsplash.com

Работники Google часто заполняют анкету из 13 вопросов, которые касаются работы их начальников. Как пишет Inc.Russia со ссылкой на издание Fast Company, содержание этих опросников позволяет понять, как должны себя вести эффективные лидеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обратная связь для повышения производительности сотрудников

Лучший способ дать эффективный фидбек — дать его сразу. Не нужно тянуть этот момент до ежегодного собрания или до следующей личной встречи. По возможности прокомментируйте вопрос в течение дня, когда вы можете уточнить все детали.

Коридорная беседа или переписка в чате — это нормально. Но иногда для критического отзыва по сложному вопросу лучше поговорить наедине в отдельном помещении. По словам экс-исполнительного директора Google Ким Скотт, которая написала книгу «Радикальная ответственность», для эффективной обратной связи нужно помнить о двух вещах: показать заинтересованность и поговорить с сотрудником напрямую.

Не нужно бояться говорить откровенно, но при этом не стоит забывать о сочувствии. Следует избегать крайностей — излишней мягкости или агрессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уважение к каждому члену команды

Три метода от Google:

Быть активным слушателем. Лучше выключать ноутбук во время совещаний, а в момент, когда у вашего стола стоит подчиненный, не проверяйте телефон. Резюмируйте обращенное к вам, чтобы быть уверенным, что все удалось понять правильно.

Дать работникам возможность менять график. Можно позволить сотрудникам несколько дней работать из дома — если нужно вызвать сантехника или для ухода за ребенком. Если кто-то слишком долго едет до офиса, можно пойти навстречу и разрешить начинать рабочий день раньше или позже — чтобы избежать пробок. Если начальник удовлетворяет разумные запросы, подчиненные отвечают лояльностью.

Отмечать маленькие победы. Можно устраивать корпоративные обеды по достижении важных показателей: это укажет на вашу заботу и поможет наладить внутри команды личные контакты. Большую роль имеет даже небольшая публичная похвала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не контролируйте каждый шаг работника

Вряд ли вы нанимали некомпетентных людей, поэтому контролировать каждое их действие нет необходимости. Разрешайте проявлять самостоятельность. Дэниел Пинк в книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет об автономии как об одном из трех ключей к мотивации. Другие — профессиональное развитие и понимание цели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иными словами, мало что подрывает моральный дух сильнее, чем тотальный контроль. Сформулируйте с командой общие цели и договоритесь о методах и способах оценки успеха. Еще можно использовать концепцию OKR (Objectives and Key Results), придуманную Google.

Уважение к любой точке зрения каждого работника

Великие умы не всегда думают одинаково. Дивергентное мышление полезно, так как помогает находить новые решения. Вот как вы можете это поощрять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • активно призывайте свою команду оспаривать ваши решения, когда они не согласны, и предлагать новые идеи. Важно дать понять, что творческие споры — это хорошо, и работника нанимают не для того, чтобы они всегда соглашались;
  • благодарите сотрудников за то, что у них хватает смелости поделиться своими мыслями.

Все это позволит сформировать атмосферу психологической безопасности и уважения к разным мнениям.

Акцентировать внимание команды на результате

Всегда, когда задача попадает в раздел «Готово», мы получаем моральное удовлетворение и приступаем к следующей. Однако бизнесу все равно, что вы делаете для решения задачи, важен лишь результат.

Эффективный руководитель ставит измеримую цель и дает сотрудникам пространство для ее достижения. Это значит, что нужно давать запас времени, следить за нагрузкой и проводить регулярные проверки, чтобы не терять темп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давать понимание о глобальных целях и задачах

Открытость руководителя помогает укрепить доверие внутри команды. Кроме того, ваши сотрудники добьются большего, когда увидят, как их работа влияет на общее дело.

Google обнаружила сильную положительную корреляцию между производительностью и чувством цели:

  • в высокоэффективных командах 66 процентов осознают, какую пользу приносит их работа;
  • в малоэффективных командах свою роль осознают лишь около 25 процентов.

Говорить о карьерном будущем членов команды

Профориентация и наставничество — важная задача руководителя. Не нужно бояться отпускать работника в другую команду, если это будет лучше для него. Два раза в год нужно проводить индивидуальные встречи, чтобы обговорить карьерный рост, задать открытые вопросы:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • что в вашей работе нравится вам больше и меньше всего?
  • кем вы хотите быть через два года? Через пять лет?
  • что нужно компании, чего сейчас не хватает?
  • какие проекты вам сейчас интересны с точки зрения развития полезных желаемых навыков, которые потребуются на следующем этапе карьеры?

Понято говорить о своих ожиданиях

Речь не только о том, чего хочется достичь с точки зрения целей и результатов. Эффективные лидеры устанавливают правила взаимодействия в том числе для повседневной работы. Примеры:

  • установить, что собрания проводятся без перерывов;
  • предложить слать меньше сообщений в дни перед отпуском;
  • уточнять, что не стоит вас беспокоить, если вы надеваете наушники.

Лучший способ выработать правила — совместное обсуждение вариантов с командой. Пару раз в год можно возвращаться к ним и корректировать.

Демонстрировать экспертные знания

Скорее всего, вы заслужили руководящую должность благодаря индивидуальному вкладу. Поэтому нужно регулярно обновлять профессиональные знания, чтобы видеть, чем занимаются сотрудники, предоставляя им полезную обратную связь.