Совет Федерации одобрил закон, отменяющий врачебную тайну в отношении педофилов, проходящих принудительное лечение. Теперь уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) смогут получать медицинскую информацию о таких пациентах без их согласия.
Врачебная тайна перестала действовать в России по отношению к одной категории граждан

Как оказалось, фактически эта мера действовала и до принятия закона в отношении некоторых категорий граждан. Сейчас же ее просто расширили, включив в перечень педофилов. Но возникает вопрос: а зачем вообще нужно отменять право на врачебную тайну и в чем смысл закона?

Со стороны действительно непонятно, но чиновники, работающие над законом, объяснили его логику. Так, педофилы далеко не всегда оказываются в тюрьме на пожизненном. Однако многие из них представляют серьезную опасность для окружающих даже после тюрьмы (потому что мы все еще точно не знаем, почему возникает педофилия и как ее лечить).
Поэтому ФСИН продолжает следить за осужденными по педофильским статьям даже после формального освобождения. Таким людям часто назначают психологические консультации, заставляют проходить лечение у психиатров. Это снижает риск возвращения к асоциальному и опасному поведению. Вот только до сегодняшнего дня педофилы могли игнорировать всякие приписания, проходить лечение для галочки, а ФСИН не могли следить за прогрессом осужденных, потому что существовал барьер в виде врачебной тайны. Сейчас его уже нет.

«Надзор за соблюдением этих мер сейчас невозможен ввиду того, что они юридически признаются вменяемыми, а значит в их отношении сохраняется право на врачебную тайну, — рассказал депутат Алтухов. — Закон позволит сохранять надзор в отношении данной категории преступников, даже после отбытия ими наказания, снизить риски повторных преступлений и асоциального поведения».
Похожий закон сейчас принимается в отношении людей, которые выходят по УДО, но обязаны пройти лечение и реабилитацию. Чтобы, например, излечиться от наркомании. ФСИН может получать данные о таких осужденных, не взирая на врачебную тайну.
Но оценить эффективность такой меры не представляется возможным. Увы, но сейчас не существует качественных исследований, которые могли бы проиллюстрировать, как внимательное отношение к осужденным и прохождение ими медицинской реабилитации, влияет на возможность рецидива. Таких данных попросту нет, а учитывая, что среди тех же наркоманов с рецидивом сталкиваются 9 человек из 10, можно не сомневаться: эффективность лечения находится на очень низком уровне. Поэтому оценить эффективность закона невозможно. По крайней мере, в ближайшие несколько лет.