Усиление контроля за денежными переводами между физическими лицами, вступившее в силу с июня 2025 года, уже оказало влияние на поведение россиян.
Боятся блокировки и уходят в кэш: новый закон о переводах заставил россиян снова полюбить наличные

Как сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на результаты исследования, проведенного аналитиками платежного сервиса «Апельсин», каждый шестой житель страны (18%) стал проявлять повышенную осторожность, уменьшая суммы транзакций и чаще используя наличные.
При этом подавляющее большинство (86%) по-прежнему плохо информированы или вообще не знают о нововведении.

Выяснилось, что подавляющее большинство россиян либо не понимают сути поправок (56%), либо вовсе не слышали о них (30%). Лишь 14% опрошенных смогли с уверенностью сказать, что ориентируются в том, какие именно операции могут привлечь дополнительное внимание банка или налоговых органов.
Тем не менее, недостаточная информированность (каждый девятый не в курсе) не помешала новым правилам отразиться на финансовом поведении людей. Столкнувшись с новыми реалиями, каждый шестой участник опроса (18%) начал действовать с повышенной осмотрительностью.
Люди предпочитают дробить крупные суммы на несколько мелких транзакций, выбирают для операций другой банк или возвращаются к проверенным наличным расчетам, особенно когда речь идет об оплате услуг частных лиц.
Особое внимание теперь уделяется заполнению поля «назначение платежа». Более половины россиян (52%) заявили о своем намерении всегда указывать цель перевода, чтобы избежать возможных вопросов и предотвратить риск блокировки карты. В то же время значительная часть аудитории (28%) по-прежнему предпочитает оставлять это поле пустым.
Анализ транзакций также позволил составить портрет среднестатистического денежного перевода. Наиболее распространенной суммой для одной операции является диапазон от 1 000 до 5 000 рублей — такие платежи совершают 44% респондентов. Переводы на сумму до 1 000 рублей отправляют 23% россиян, в то время как операции до 10 000 рублей осуществляют только 11% опрошенных.
Цели переводов также остаются преимущественно бытовыми и некоммерческими. Чаще всего граждане отправляют деньги между собственными счетами в разных банках (79%) или перечисляют средства родственникам на повседневные нужды (70%). Оплата услуг, например, за уроки репетитора или вызов мастера на дом, встречается реже и составляет 28% от всех операций.
Исследование затронуло и другую потенциально важную тему — возможное ограничение на количество банковских карт, которое может вступить в силу с декабря 2025 года. Сейчас у среднего россиянина в активном пользовании находится до пяти карт, однако о предстоящих изменениях знают менее трети опрошенных (28%).

На фоне этих изменений у клиентов российских банков сформировался четкий запрос на дополнительную поддержку и сервисы, которые помогли бы обезопасить себя. Так, 53% пользователей хотели бы видеть автоматические подсказки при заполнении назначения платежа. Половина опрошенных (50%) рассчитывают на активную помощь со стороны банка при возникновении спорных ситуаций.
Кроме того, 41% респондентов указали на нехватку функции, позволяющей скорректировать назначение уже отправленного перевода, чтобы оперативно исправить возможную ошибку.
