Российские банки могут в будущем трансформировать или отказаться от системы кешбэков в ее привычном виде из-за снижения ее рентабельности.
Кешбэки скоро отменят? Банки хотят отказаться от привычной системы бонусов

Как сообщил агентству «Прайм» экономист, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков, на смену универсальным бонусам придут более персонализированные и точечные программы лояльности.

По словам эксперта, популярные кешбэк-программы, ставшие одним из главных инструментов привлечения клиентов в 2010-х годах, постепенно теряют свою актуальность для финансовых организаций. В условиях усиливающейся конкуренции банки вынуждены предлагать все более выгодные условия возврата средств, что в ряде случаев приводит к прямым убыткам. Некоторые бонусные предложения по отдельным категориям покупок становятся для банков откровенно невыгодными.
Несмотря на это, полностью отменить кешбэк в ближайшей и среднесрочной перспективе невозможно, так как потребители к нему привыкли. Однако, по прогнозу Чиркова, роль кешбэков в маркетинговых стратегиях банков будет постепенно сокращаться. Финансовые организации уже ищут новые, более эффективные способы привлечения и удержания клиентов.
Трансформация системы лояльности может пойти по нескольким направлениям. Один из ключевых векторов — повышение универсальности и простоты программ. По мнению экономиста, если система станет более прозрачной, легкой и автоматизированной, это позволит банкам привлечь клиентов из категорий занятых людей или лиц старшего возраста, которые менее склонны разбираться в сложных настройках выбора категорий и планировании расходов.
Другим направлением станет переход от универсального возврата процента от всех покупок к более сложным и персонализированным схемам. Среди них:
- «Умный кешбэк»: размер бонусов зависит от истории покупок и индивидуальных предпочтений клиента.
- Партнерские программы: предоставление скидок и специальных предложений в магазинах и сервисах, входящих в экосистему банка.
- Бонусы внутри экосистемы: начисление баллов, которые можно потратить только на продукты или услуги самого банка и его партнеров.
- Геймификация: внедрение игровых механик в программы лояльности для повышения вовлеченности пользователей.

Изменение подхода к кешбэкам является частью более широкого тренда на оптимизацию расходов банков в условиях жесткого регулирования и нестабильной экономической ситуации.
Эксперт также отметил, что на доходы банков в будущем могут повлиять и другие факторы, такие как внедрение цифрового рубля и универсальных QR-кодов. Эти технологии, по его мнению, могут привести к снижению комиссий за транзакции и усилению конкуренции, что станет для банков более серьезным вызовом, чем трансформация программ лояльности.