Вступление в силу нового закона, устанавливающего требования к уровню локализации автомобилей, которые могут использоваться в качестве легковых такси, создаст серьезные вызовы для рынка и может привести к потенциальному оттоку водителей, особенно тех, кто работает в статусе самозанятых.
Удар по самозанятым: названо еще одно негативное последствие локализации такси в России

Как сообщил телеканалу НТВ директор по работе с государственными органами «Яндекс такси» Антон Петраков, уже сейчас существуют определенные риски оттока или недопритока необходимого количества водителей на рынок такси.

Представитель онлайн-сервиса пояснил, что для самозанятых водителей, зачастую использующих собственные автомобили, новые требования к локализации могут создать дополнительные сложности при выборе транспортного средства для работы.
«В первую очередь, именно самозанятые водители перестанут рассматривать для себя такси как быстрый источник заработка и возможность поддержать доход семьи», — отметил Антон Петраков.
При этом, по его словам, все участники рынка заинтересованы в его стабильном развитии и отсутствии факторов, которые могли бы негативно отразиться как на стоимости услуг для пассажиров, так и на их качестве. Эксперт выразил надежду на внесение необходимых поправок в законодательство до даты его вступления в силу, если в этом возникнет необходимость, чтобы избежать «катастрофических» сценариев для рынка такси.
Закон о локализации такси был подписан президентом России Владимиром Путиным в конце мая. Он вводит новые правила для включения автомобилей в реестр легковых такси, направленные на стимулирование использования автомобилей с высоким уровнем локализации производства на территории страны. Согласно новым нормам, автомобиль сможет быть включен в реестр такси при выполнении одного из двух условий:
Общее количество баллов локализации, набранных при производстве автомобиля, должно соответствовать параметру, установленному правительством для целей государственных закупок.
Автомобиль должен быть произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
С 1 января 2033 года количество набранных баллов локализации станет единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси.

Вступление закона в силу запланировано на 1 марта 2026 года. При этом для ряда регионов предусмотрены более поздние сроки начала действия новых требований.
Так, например, в Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа новые нормы не будут применяться до 1 марта 2028 года. Для субъектов Дальневосточного федерального округа срок начала действия новых правил установлен на 1 марта 2030 года. Эти исключения призваны обеспечить более плавный переход в регионах с особыми условиями.