Рекордное повышение цен на бензин АИ-92 в РФ: как справляться водителям?

С самого начала сентября 2023 года в России произошел стремительный рост цен на автомобильное топливо. В последние несколько дней цены на заправках выросли на несколько рублей за литр. Стоимость бензина марки АИ-92 к 55 рублям за литр, а дизельное топливо на некоторых АЗС продается по цене выше 75 рублей за литр.
Рекордное повышение цен на бензин АИ-92 в РФ: как справляться водителям?
Unsplash

В июле рост цен на бензин также наблюдался, тогда марки АИ-92 и АИ-95 также выросли на 32 копейки за литр, достигнув на 24 июля 49,70 руб. за АИ-92 и 55,03 рубля за АИ-95 соответственно. Согласно исследованию газеты «Ведомости», продажи топлива на АЗС приносят их владельцам убытки при том, что цены на бензин и дизельное топливо на бирже постоянно превышают исторические максимумы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале сентября, согласно данным «Петромаркета», средняя маржа на автозаправочных станциях при продаже бензина марки Аи-92 и Аи-95 составляла минус 3 рубля, а при продаже дизельного топлива — минус 2 рубля за литр. В соцсетях пользователи активно публикуют фотографии с автозаправочных станций, на которых видно заметное увеличение цен именно за последние дни.

Алексей Арефьев: АЗС в г. Александров, Владимирская область (11.09.2023)
Алексей Арефьев: АЗС в г. Александров, Владимирская область (11.09.2023)
Соцсети

Исследование «Ведомостей» показало, что сейчас крупнейшие сети АЗС: «Лукойл», «Роснефть» и «Татнефть», сокращают стимулирующие акции для водителей, отменяют скидки или не продлевают действующие. Руководитель нефтегазовой практики Kept Максим Малков объяснил, что сети АЗС отказываются от дополнительных скидок и кешбэка как раз из-за снижения маржинальности.

Повышение с 2023 года налога на добычу полезных ископаемых отразилась на маржинальности бизнеса нефтегазовых компаний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, правительство России планировало принять решение в эту пятницу, 15 сентября, которое позволило бы сильно изменить ситуацию на топливном рынке и остановить рост оптовых цен после трех месяцев роста по крайней мере на некоторое время.

15 сентября обсуждалась возможность введения заградительной пошлины, хотя данное решение вызывает серьезный протест со стороны нефтяных компаний. Кроме того, существует проблема определения, где находится «серый экспорт», а где нет, а также вопрос возврата средств через обратный акциз.

Экспортный вопрос и 3 причины роста цен

В числе внешних факторов – потолок цен на российскую нефть и запрет на импорт российских нефтепродуктов.

Факторы, влияющие на рост цен на нефтепродукты в России, могут быть связаны как с внутренними условиями, так и с мировым рынком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Россия добровольно сократила экспорт. В США же шел автомобильный сезон, поддерживая спрос на местные сорта. И запасы нефти стали падать. На этой неделе ОПЕК приводила данные о том, что в развитых странах они уже на 114 млн баррелей ниже среднего уровня за 2015 – 2019 годы. Сейчас задачей ОПЕК является нанесение удара по западной экономике через поддержание высоких цен на энергоносители и создание на рынке искусственного дефицита.

Поскольку Россия экспортер бензина и дизельного топлива рост мировых цен ретранслируется на наш рынок, даже несмотря на то, что мы сократили поставку нефтепродуктов в Европу. Рост цен на нефтепродукты в России наблюдается уже второй месяц подряд.

Экспорт нефтепродуктов, это тоже доходы казны, но в сравнении с выплатами по демпферу, они не велики. Экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в бюджет в августе 12 млрд рублей. Это серьезная статья доходов для нефтяных компаний. Если весь экспорт просто запретить, то гарантированно начнет снижаться не только переработка нефти, но и ее добыча.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая причина роста цен – повышение спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что объясняется сезоном уборки урожая. По словам экспертов, нефтеперерабатывающие заводы были к этому готовы и переориентировали производство на выпуск именно дизельного топлива. Это затронуло и рынок бензина, выпуск которого пришлось сократить, что стало поводом для роста цен.

Третья сезонная причина по мнению экспертов — это сезон отпусков и связанный с этим рост спроса на топливо со стороны автомобилистов. Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты.

В настоящее время цены на бензин и дизельное топливо достигают исторических максимумов, и пока нет явных сигналов о скором снижении.