Согласно статистике сайтов по поиску работы, жители России все чаще ищут для себя подработки. Сегодняшняя ситуация напоминает 90-е, когда заработков сильно не хватало и многим людям приходилось «шабашить».
От челноков до гаражного сервиса: денежные профессии из 90-х, которые вновь популярны

«МК» рассказал истории нескольких россиян, которые в тот непростой для страны период сумели выжить, освоив новую для себя профессию. Какие же прибыльные профессии того времени снова возвращаются в моду в России?
Бойкая торговля
В 90-е в России расцвела торговля зарубежными товарами. Огромное количество людей отправлялось в Китай или Турцию, где продавались недорогие вещи, которые можно было дешево купить, чтобы продать на родине подороже.

При этом «толкали» не только одежду и обувь, но и бытовую технику, предметы интерьера и даже ювелирные изделия. Так, к примеру, работала одна из героинь материала Виктория Аристова — она перешла в эту профессию из инженеров оборонного НИИ. «Знакомые предложили попробовать распространять украшения — поначалу не ювелирку, но дорогую бижутерию — за комиссионные. Включилась в работу, потом начала работать и с драгоценностями, с полудрагоценными камнями», — рассказала она.
Женщина объехала почти всю Россию и обратила внимание на необычную деталь: доходы жителей регионов в то время нередко превышали заработки в Москве. Так, в «нефтяных» городах вроде Нижневартовска или Нефтеюганска дамы носили изумруды, бриллианты и золото, а в местных домах культуры можно было запросто купить билеты на выступление Майи Плисецкой или Патрисии Каас.
Заряжай пластинки
Житель Москвы Роберт Меликян нашел свою первую подработку в столице, когда ему было 15. Тогда представители армянской диаспоры наводнили местные торговые точки, и подросток регулярно помогал родственникам – продавал компакт-диски с музыкой.
На ВВЦ (теперь ВДНХ) Роберт дарил покупателям счастье: CD с классикой рока — от Элвиса до «Нирваны», а также «компакты» с попсой — особой популярностью пользовались Крис Ри и Ace of Base. Все это богатство ввозили в Россию из Польши. Ассортимент был настолько разнообразным, что можно было найти даже пластинки с только нарождающимся рэпом.

Главной проблемой того времени Роберт называет не конфликты с «братвой» на рынке, а мелкое воровство. «Иногда не уследишь — и, когда много покупателей, 1–2 диска утаскивали, — вспоминает он. — Платил из своего заработка, а куда деваться».
Эту работу Меликян бросил в 1998-м, поступив в университет. Сегодня он — научный сотрудник одного из институтов РАН.
Гаражные эксперты
В 90-е в России резко увеличилось количество автомобилей на душу населения, а с этим — и необходимость в их ремонте. Михаил Долгунцов – тележурналист, но в ту эпоху еще учился в институте и за символическую сумму купил свой первый «Москвич».
Во дворе дома на Теплом стане он вместе с приятелями осваивал азы автомеханики, крутил гайки в машине. Со временем начали подтягиваться люди. «Говорили, мол, не посмотрите то или это? Пощупаем, понюхаем, как говорится. Так и начали брать заказы», — вспоминает Михаил.

Услуги таких дворово-гаражных специалистов оказались очень востребованными у владельцев простых советских авто. При этом учились они буквально на ходу — ни полноценного профессионального обучения, ни обширной библиотеки в этой сфере не было.
Постепенно работа сошла на нет — виной тому засилье иномарок. Однако какие-то из сервисов, работавших в те годы, по словам мужчины, до сих пор работают. Впрочем, считает он, уровень сильно поднялся: с одним набором гаечных ключей и энтузиазмом далеко не уедешь.
Кстати, мы уже рассказывали о растущей популярности гаражных сервисов в России. Узнайте, почему нужно очень осторожно подходить к ремонту своего автомобиля у таких специалистов.