В России рынок труда в будущем может самостоятельно перейти на четырехдневную рабочую неделю, считает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. В беседе с ТАСС он подчеркнул, что этот процесс должен происходить естественным путем, без административного давления.
Будем работать 4 дня в неделю: в Госдуме позитивно оценили переход на четырехдневную рабочую неделю

«Это все должно проходить эволюционно, синергетически, и ни в коем случае никакой регуляторики быть не должно», — отметил Нилов. По его словам, важно, чтобы переход на четырехдневку не привел к снижению доходов сотрудников или ухудшению положения компаний. Идея заключается в том, чтобы бизнес сам адаптировался к новым условиям.

Парламентарий добавил, что после пандемии коронавируса многие работодатели стали активно внедрять удаленный или смешанный формат работы. Некоторые компании уже перешли на четырехдневную, а иногда даже трехдневную рабочую неделю, сохранив высокую производительность. Благодаря самоорганизации и рациональному распределению ресурсов, такие фирмы не только не потеряли в доходах, но и сэкономили на аренде помещений и оборудовании рабочих мест. Сотрудники, в свою очередь, стали меньше времени тратить на дорогу.
Однако, как подчеркнул Нилов, четырехдневка не подходит для всех сфер деятельности. «Есть формы занятости, когда люди получают сдельно, есть службы, которые работают в непрерывном режиме. Не будет удаленно врач делать операцию», — пояснил он.

Идея сокращения рабочей недели активно обсуждалась с 2019 года, когда Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост премьер-министра, выступил на Международной конференции труда в Женеве. Он предположил, что технологический прогресс рано или поздно приведет мировую экономику к четырехдневной рабочей неделе, что даст людям больше свободного времени. При этом Медведев подчеркнул, что такой переход не должен стать поводом для снижения зарплат.
Текущие разговоры о переходе на четырехдневную рабочую неделю в России взялись не на пустом месте. Все больше стран начинают приходить к такому формату. Проводятся масштабные эксперименты, и они показывают отличные результаты. Разумеется, россияне, следящие за информационным полем, хотят также: меньше работать, но быть эффективнее.
Увы, но разговорами такие глобальные задаи не решаются, а комментарий политика — перекладывание ответственности на бизнес. Понятно, почему так происходит: в России наблюдаетс жесточайший кадровый дефицит. Компании находятся в незавидном положении, а пускатьсяя на эксперименты в таких условиях — не самая лучшая затея. Поэтому перспективы четырехдневной недели с сохранением заработных плат все еще остаются очень туманными.