«Интересный рынок. Novo [Nordisk] никогда не подавала патент в Канаде. Никто не знает почему. Уверен, кто-то из-за этого уже потерял работу», — с иронией отметил Сейнор.
Сэкономили 450 долларов и потеряли рынок: производитель «Оземпика» упустил патент в Канаде по нелепой причине

Фармацевтический гигант Novo Nordisk, производитель популярных препаратов «Оземпик» и «Вегови» (семаглутид), рискует потерять один из крупнейших зарубежных рынков из-за просчета стоимостью всего в 450 долларов. Об этом рассказал генеральный директор компании Sandoz Ричард Сейнор в интервью изданию Endpoints, на которое обратил внимание портал Science.
По словам Сейнора, Канада является вторым по величине рынком для семаглутида в мире после США, и именно туда Sandoz планирует запустить дженерик препарата уже в 2026 году — как только закончится срок действия эксклюзивных прав на данные. При этом он с удивлением отметил, что Novo Nordisk, по его информации, никогда не регистрировала патент на семаглутид в Канаде, что открывает путь для более дешевых аналогов.
Однако позже профессор Университета Торонто Майкл Хоффман уточнил в соцсети BlueSky, что патент все же был подан, но компания перестала оплачивать ежегодную пошлину еще в 2018 году.

В базе данных канадского патентного ведомства сохранилось письмо юристов компании, в котором они просили вернуть уже уплаченную пошлину за 2017 год (250 долларов), чтобы «взять паузу и подумать». Год спустя ведомство напомнило, что очередной платеж — теперь уже с пеней, 450 долларов — так и не был произведен в срок, и патент официально утратил силу. Согласно канадскому законодательству, восстановить его уже невозможно.
«Вы просто обязаны спросить — почему? Очевидно, в Канаде есть свои особенности, как и с инсулином, возможно, это связано с приграничной торговлей. Будет интересно посмотреть, как ситуация будет развиваться», — добавил Сейнор.

В отличие от Канады, в США патент на семаглутид действует как минимум до 2032 года, и до этого момента говорить о выходе дженериков на рынок преждевременно. Однако, по словам главы Sandoz, интерес к препарату за пределами США уже велик — и теперь, когда барьеров в Канаде больше нет, рынок может захлестнуть волна дешевых аналогов.
Ошибку, вероятно, совершили случайно — но ее последствия могут стоить миллиардов долларов. Как отмечает портал Science, учитывая кросс-граничный спрос и популярность «Оземпика» в борьбе с диабетом и лишним весом, Novo Nordisk стоило бы просто оплатить счет. Всего 450 долларов.