В России заведения, которые позиционируют себя как рестораны или кафе русской кухни, составляют менее 1% от общего числа предприятий общественного питания. Об этом сообщается в методических рекомендациях Минпромторга, подготовленных для Всероссийского фестиваля русской кухни. Документ изучил ТАСС.
Русская кухня не в моде? В Минпромторге заявили, что в России менее 1% заведений русской кухни

По данным ведомства, на начало 2025 года в стране работает более 200 тысяч точек общепита. Однако лишь небольшая их часть официально относится к категории «русская кухня» или «кухни народов России». За последние 30 лет на рынке доминировали зарубежные гастрономические направления.

Сегодня подавляющее большинство — более 99% заведений — специализируются на европейской, смешанной или так называемой «авторской» кухне. В Минпромторге подчеркнули, что такое распределение демонстрирует сильное влияние иностранных кулинарных традиций на россиян. Через еду, отметили в документе, в массовое сознание проникают культурные ценности и нормы других стран.
К слову, Россия — далеко не единственная страна, в которой собственная кухня не пользуется огромным успехом. Например, есть США, где собственной кухни фактически нет. Но там все куда интереснее: в Америке берут классические рецепты кухонь разных стран мира и делают их популярными. Так было с пиццей, роллами и бургерами. Эти блюда сохранили национальную идентичность, но стали органичной частью американской повседневности.
Нечто похожее происходит и в России. Те же самые роллы, пиццы и бургеры — блюда, которые являются базовыми в рационе миллионов россиян.

Однако российская кухня изначально значительно богаче американской, а Россия не переживала такой приток мигрантов со всех уголков мира, поэтому российский кейс во многом уникален, а схожесть с США кажется даже немного странной.
Впрочем, в последние годы в стране наметился определенное возвращение к собственной идентичности и уникальности. Это проявляется в одежде, мемах, музыке и других мелких особенностях. Вероятно, что и русская кухня со временем станет значительно популярнее у молодежи.
Причем для этого не потребуется вливание государственных бюджетов. Должны только найтись рестораторы с горящими глазами, которые переизобретут русскую кухню, сделают стильный и яркий ресторан, который привлечет внимание молодого поколения (а за ним появятся и другие). Осталось только дождаться, когда ключевая ставка станет комфортной, чтобы у бизнесменов появилась мотивация открывать новое и идти на риск.