Около 30% автомобильных салонов в России завершат 2025 год с серьезными убытками, вызванными падением продаж. Такие данные привел президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, это неизбежно отразится на рынке труда, а также снизит поступления в государственную казну.
Российский авторынок стремительно падает: 150 тысяч человек могут остаться без работы

В беседе с «Фонтанкой» глава РОАД рассказал, что по результатам февраля было отмечено стремительное снижение показателей продаж автомобилей в России: рынок легковых машин упал на 25%, а грузовых — на 41%. «Если так дело пойдет, то мы недосчитаемся как минимум 25 % продаж в среднем по рынку», — подчеркнул Подщеколдин.

На данный момент в автомобильной отрасли РФ работают более 500 тысяч человек. Если падение не удастся остановить, более 150 тысяч потеряют работу, считает президент РОАД. И речь, по его словам, идет не только о продавцах транспортных средств, но и о сотрудниках заводов, где производятся эти самые машины и запчасти к ним.
Подщеколдин отметил, что в стоимости готового автомобиля маржа (разница между ценой и себестоимостью, прибыль) составляет всего 5%. И даже эту долю в конце 2024 года и начале 2025-го автодилеры получали «со скрипом», добавил он. Более того, чтобы хоть как-то спасти положение на рынке, многие были вынуждены корректировать и снижать ценники — порой скидки на новые авто могли составлять по полмиллиона рублей.
По информации СМИ, шанс выбраться из сложной ситуации и даже заработать был у тех, кто сделал ставку не только на торговлю новыми машинами, но и на подержанные транспортные средства, а также дополнительные услуги в виде сервиса и продаж запчастей.

Опрошенные «Фонтанкой» автодилеры в Петербурге подтвердили правоту Подщеколдина. Один из экспертов отметил, что с декабря по февраль «экономика у дилеров не сходилась» — из-за падения продаж некоторые были вынуждены оптимизировать штат сотрудников. «Он сократился практически у всех – это касается Петербурга, Москвы и других регионов», — поясняет источник.
Некоторые дилеры отмечают, что намерены пересматривать кадровую политику в течение всего 2025 года — перемены будут зависеть от того, какая динамика сложится на авторынке. В то же время до автозаводов панические настроения и оптимизация штата пока не добрались — об отсутствии планов по сокращениям уже заявили на «Автозаводе Санкт-Петербург»: Мы как автопроизводитель штат не сокращали, не было речи о таком». Нет аналогичных планов и у «АвтоВАЗа».