Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, может изменить прежние представления о возрастных изменениях когнитивных способностей.
В 40 все только начинается: ученые посчитали, когда умственные способности достигают своего пика

Международная группа ученых доказала, что навыки грамотности и счета продолжают развиваться как минимум до 40 лет, а затем либо стабилизируются, либо снижаются очень медленно, особенно у тех, кто активно использует эти навыки.

В отличие от большинства предыдущих исследований, которые сравнивали разные возрастные группы в один момент времени (что могло исказить результаты из-за различий в образовании и жизненном опыте), данное исследование отслеживало изменения когнитивных способностей у одних и тех же людей на протяжении времени.
Ученые использовали данные программы PIAAC-L (Программа международной оценки компетенций взрослых), в рамках которой большая группа взрослых немцев дважды проходила тестирование навыков грамотности и счета с интервалом в 3,5 года. Участники также заполняли анкеты, где указывали, как часто им приходится использовать навыки чтения и счета в повседневной жизни и на работе (например, чтение инструкций, писем, статей, книг, расчет стоимости, использование процентов и дробей, интерпретация графиков).
Результаты оказались неожиданными: в среднем, навыки грамотности и счета продолжали расти до 40 лет. После этого возраста навыки грамотности демонстрировали лишь незначительное снижение, тогда как навыки счета падали несколько быстрее.
Однако самое интересное заключалось в том, что у людей, которые регулярно использовали эти навыки в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни, никаких признаков снижения когнитивных способностей не наблюдалось даже после 50 лет.
Исследователи также выявили ряд интересных зависимостей. Люди с высшим образованием и те, кто занимался интеллектуальным трудом, демонстрировали стабильный рост навыков даже после 40 лет, но только при условии их активного использования. У тех же групп людей, которые реже применяли свои когнитивные навыки, такого улучшения не наблюдалось.
Кроме того, были обнаружены гендерные различия: женщины в среднем показывали более выраженное снижение навыков с возрастом, особенно в математике, и это различие ученые не готовы объяснить разницей в частоте использования навыков.

При этом важно отметить, что исследование проводилось с некоторыми ограниченияями. Так, в нем принимали участие только люди в возрасте до 65 лет, и оно проводилось в Германии, поэтому результаты нельзя автоматически переносить на другие страны и культуры.
Тем не менее, по словам ученых, исследование дает важное представление о том, как сохранить ясность ума и когнитивную активность на протяжении всей жизни.
Если результаты экспериментов верны, то активное использование когнитивных навыков, постоянное обучение и интеллектуальная деятельность могут сыграть ключевую роль в поддержании высокого уровня умственных способностей и в зрелом возрасте.