В России может появиться легальный овербукинг – практика, при которой авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем мест в самолете. Как сообщает РИА Новости, инициатором этого предложения выступила авиакомпания «Аэрофлот», представившая в Минтранс концепцию соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.
В России могут разрешить овербукинг авиабилетов: почему это может быть проблемой для пассажиров

Согласно предложению «Аэрофлота», пассажиры смогут приобретать билеты, зная о возможности овербукинга, и в случае изменения условий перевозки (например, предложения полететь другим рейсом) получат компенсацию.

Инициатива стала ответом на запрос сенатора Айрата Гибатдинова, который ранее обратился к министру транспорта Роману Старовойту с предложением не просто урегулировать, а запретить овербукинг в России. В своем обращении сенатор предложил закрепить само понятие овербукинга в законодательстве и ввести запрет на его применение авиакомпаниями.
Однако в Минтрансе, напротив, готовы заняться легализацией и регулированием этой практики, а не полностью ее запрещать.
В свою очередь «Аэрофлот» предлагает не просто разрешить овербукинг, а создать прозрачный механизм его применения, защищающий права пассажиров. Концепция авиакомпании предусматривает обязательное информирование пассажира о том, что он приобретает билет на условиях овербукинга.
В случае, если авиакомпания решает воспользоваться своим правом и изменить условия перевозки для пассажира с билетом вследствие овербукинга, она обязана предложить ему альтернативные варианты и выплатить компенсацию.
Пассажир в свою очередь имеет право отказаться от предложенных альтернатив и получить полный возврат стоимости билета. Таким образом, пассажир с самого начала знает о возможных изменениях и может принять взвешенное решение о покупке билета на таких условиях. Более того, в случае реализации риска овербукинга он получает компенсацию за причиненные неудобства.
Есть только один нюанс – долететь туда, куда он хотел, он не сможет. Что, конечно, перевешивает тысячу аргументов в пользу введения овербукинга.

На данный момент овербукинг в России находится в «серой зоне». Законодательство прямо не запрещает и не разрешает эту практику. В Минтрансе признают наличие проблемы и подчеркивают важность защиты прав пассажиров. Пока ведомство проводят консультации с авиакомпаниями, чтобы найти баланс между интересами перевозчиков и пассажиров.
Тем не менее, работа над поправками в Воздушный кодекс, которые должны четко регламентировать овербукинг и определить размер компенсаций для пассажиров, уже ведется.