Как сообщает «Ъ», ссылаясь на слова вице-президента Союза торгцентров России (СТЦ) Алексея Блюмкина, непродовольственный ретейл столкнулся с серьезным кризисом. Продажи в первом квартале 2025 года упали на 30-35%, а к концу года многие компании могут зафиксировать серьезный убыток. Даже есть риски, что некоторые магазины придется закрывать из-за низких показателей выручки.
Российские магазины одежды и обуви в кризисе: продажи драматично рухнули, возможно массовое закрытие магазинов

По подсчетам «Платформы ОФД», число покупок одежды и обуви в январе—марте сократилось на 12% год к году. Средний чек вырос только на 3%, до 3,4 тыс. руб. Это существенно уступает годовой инфляции, составившей в марте, по данным Росстата, 10,3%. Есть ненулевая вероятность, что этот год станет значительно хуже предыдущего. При этом 2024 в целом нельзя назвать особо удачным для российского ретейла.

По подсчетам аналитиков, основное юрлицо обувной сети Kari ООО «Кари» может получить чистый убыток в размере 6,4 млрд руб. Это кратно превышает показатель 2024 года — 329 млн руб. Убыток «Спортмастера» может возрасти с 1,5 млрд до 12,2 млрд руб., сети «Твое» — с 372 млн до 1,4 млрд руб., «Подружки» — с 678 млн до 1,7 млрд руб.
И даже те компании, которые показали прибыль в непростом 2024 году, в этом могут столкнуться с убытками. Например, юрлицо Hoff (ООО «Домашний интерьер») может уйти в минус на 1,3 млрд руб. против прибыли в размере 191 млн руб. в 2024 году. Ostin (ООО «Остин») может получить чистый убыток в 458 млн руб. (в 2024-м сеть заработала 2,6 млрд руб.). Чистая прибыль Familia (ООО «Максима групп») может сократиться с 1,9 млрд руб. в 2024 году до 11 млн руб. в 2025 году.

Руководство компаний, впрочем, не согласно с катастрофическими оценками аналитиков. Представители крупных сетей действительно отмечают трудности, возникшие перед бизнесом, но не считают их критическими. Падение продаж связывают с объективными экономическими причинами, отмечая, что экономика адаптируется и серьезного кризиса удастся избежать.
Как отмечается, проблемы непродовольственного ретейла в России связаны со сберегательной моделью потребления, на которую перешли россияне. Высокие ключевые ставки, рост реальных доходов, а также отсутствие ясности, каким будет завтрашний день, привели к тому, что все больше граждан России предпочитают откладывать и копить. Траты решили оставить до лучших времен.
Собственно, это то, к чему стремился ЦБ РФ еще с середины прошлого года, чтобы обуздать инфляцию. И теперь важно не перестараться, чтобы не случилось резкого охлаждения экономики и череды банкротств компаний, у которых нет запаса прочности, чтобы пережить высокую ставку.