Рынок труда диктует свои правила, и тестовые задания при приеме на работу становятся все более распространенной практикой. Однако отношение к ним у соискателей разное.
Не царское это дело: айтишники массово отказываются от тестовых заданий при трудоустройстве

Сервис SuperJob провел опрос среди 1400 специалистов из разных профессиональных областей, часто сталкивающихся с тестовыми заданиями, чтобы выяснить, как представители различных профессий реагируют на подобные требования работодателей.

Особенно интересная ситуация в этом вопросе сложилась в IT-сфере. Например, для тестировщиков ПО выполнение тестового задания – практически обязательный этап трудоустройства (63% всегда соглашаются, еще 27% делают это выборочно). Высокая конкуренция среди тестировщиков, подстегиваемая постоянным притоком выпускников онлайн-школ, сильно влияет на их готовность выполнять тестовые задания. За последние четыре года она заметно выросла.
А вот программисты настроены куда более скептически в отношении тестовых заданий при трудоустройстве. Лишь 19% разработчиков готовы всегда проходить проверку навыков, 54% делают это выборочно, а 27% и вовсе игнорируют вакансии с тестовыми заданиями.
Причем за последние четыре года число программистов, отказывающихся от тестовых заданий, выросло на 7 процентов. Возможно, это связано с высоким спросом на квалифицированных разработчиков и достаточным количеством предложений на рынке труда.
В творческих профессиях, таких как дизайн, копирайтинг и редактура, тоже не все однозначно. 46% дизайнеров и 42% редакторов/копирайтеров всегда соглашаются на выполнение тестового задания. Остальные подходят к этому вопросу более избирательно, соглашаясь на тесты, только если они оплачиваются, занимают не более двух часов, или если в портфолио нет аналогичных кейсов.
В этих сферах на готовность проходить тестовые задания также влияет растущая конкуренция, в том числе со стороны искусственного интеллекта (ИИ).

Что в других сферах?
Менеджеры по продажам: 39% всегда выполняют тестовые задания, 38% – выборочно, а 23% – категорически отказываются.
Маркетологи: 30% всегда готовы пройти тестирование, 52% – выборочно.
PR-менеджеры: в большинстве своем (45%) соглашаются на тестовые задания лишь в отдельных случаях, 31% всегда готовы к проверке навыков, а 24% принципиально отказываются от вакансий с тестовыми заданиями.
Здесь своя специфика. Многие PR-специалисты считают, что наличие портфолио с успешными кейсами, а также ведение собственного телеграм-канала, являются достаточным подтверждением их профессионализма. Поэтому в последние четыре года в этой области также наблюдается тенденция к отказу потенциальных сотрудников выполнять тестовые задания еще на этапе собеседования.