Мошенники стали чаще использовать дипфейки для обмана россиян: названы их самые популярные схемы

Количество таких преступлений за последний год выросло на 700%.
Мошенники стали чаще использовать дипфейки для обмана россиян: названы их самые популярные схемы
Unsplash

Мошенники стали в семь раз активнее использовать дипфейки, чтобы втираться в доверие к своим жертвам. Такая тенденция наблюдается во всем мире в целом и в России в частности. Какие схемы обмана с применением этой технологии сейчас наиболее распространены в нашей стране?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным The Wall Street Journal, количество случаев мошенничества с применением технологии deepfake, когда злоумышленники могут подменить голос или даже лицо человека, выросло на 700% за последний год. Первыми под удар попали банки и крупные компании. Это привело к тому, что финансовым организациям пришлось совершенствовать свое программное обеспечение, чтобы тщательнее идентифицировать клиентов.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Больше всего банкиров беспокоит то, что злоумышленники начнут массово использовать дипфейки для прохождения голосовой аутентификации, которая применяется для проверки клиентов и предоставления доступа к их учетным записям. Поэтому банки, которые уже столкнулись с этой проблемой, начали задавать владельцам счетов больше вопросов, чтобы убедиться, что звонят именно они.

Дипфейки стали популярны у мошенников, потому что появление нейросетей очень упростило их производство, отмечает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. В беседе с «Известиями» он пояснил, что сейчас для создания подделки достаточно иметь всего несколько образцов голоса или записей выступления человека. При этом, если речь идет о видео, нейросеть способна очень точно сымитировать мимику героя. Отличить копию от оригинала невооруженным глазом будет невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Голованова, дипфейки чаще всего используются аферистами, чтобы заставить жертву поверить в легенду, созданную мошенниками. «Подделывают голосовые сообщения или видео знакомых жертвы. В таких сообщениях могут, например, просить человека срочно перевести деньги», — отмечает он.

Мошенники начали красть лица для создания дипфейков. Вот как это происходит

Развод века: мошенник с помощью дипфейка обманул сотрудника крупной компании на 25 миллионов долларов

Мошенники в России стали чаще покупать записи голосов: как не стать жертвой голосовых дипфейков?​​​​​​​

Эксперт отмечает, что в последнее время распространяется схема, при которой преступники создают в Telegram аккаунты от лица руководителей различных компаний. С их помощью они пытаются обмануть сотрудников, вынуждая перевести на «левые» счета деньги или взять кредит. Для этого мошенники заранее собирают данные о фирме и ее персонале, используя в том числе слитые базы данных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из последних схем — использование голоса клиента банка для того, чтобы подтвердить вход в сервисы дистанционного банковского обслуживания или снять запрет на некоторые операции — например, на оформление кредитов. Нередко, подделав голос жертвы, преступники могут подтвердить и осуществить финансовую транзакцию — в результате клиент банка может остаться без средств на своем личном счете.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как защититься от мошенничества с дипфейками

Чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо соблюдать осторожность во время общения в мессенджерах и тщательно проверять информацию, даже если она пришла от знакомых. Если вы получили звонок, голосовое или видео-сообщение с просьбой перевести деньги:

  • обратите внимание на их качество — помехи в голосе, тишину на фоне, отсутствие междометий в речи;
  • попросите собеседника в режиме реального времени покрутить головой из стороны в сторону, поднести руки к лицу или задайте внезапный вопрос с неочевидным ответом;
  • проанализируйте просьбу — если собеседник просит что-то сделать в срочном порядке или пугает возможной ответственностью, лучше перезвонить ему по обычному телефону или в другом мессенджере.