На столичном рынке новостроек за последние пять лет произошла заметная поляризация предложения трехкомнатных квартир.
Теперь это роскошь: почему на рынке недвижимости Москвы стремительно исчезают «трешки»

Как сообщает портал Финансы Mail со ссылкой на исследование, проведенное аналитиками компании «Град Девелопмент», этот формат, когда-то бывший стандартом советского строительства, стремительно сокращается в массовом и бизнес-сегментах и одновременно укрепляет свои позиции в премиальном и элитном жилье.

За пять лет доля трехкомнатных квартир в новостройках массового сегмента сократилась с 19% до 11%, а в бизнес-классе — вдвое, с 26% до 13%. В абсолютных числах количество таких лотов в массовом сегменте уменьшилось на 50% — с 2,8 тысячи до 1,4 тысячи вариантов. В бизнес-классе их стало меньше на 14% — с 3,4 тысячи до 2,9 тысячи.
Это произошло на фоне активного роста популярности компактных форматов: в массовом сегменте доля студий выросла с 11% до 21%, а в бизнес-классе — с 4% до 13%.
Совершенно противоположная динамика наблюдается в более дорогих сегментах. В премиум-классе доля «трешек» выросла с 15% до 20%, а их количество в продаже увеличилось почти в четыре раза — с 311 до 1,2 тыс. единиц. В высокобюджетных новостройках (классов элит и делюкс) они стали одним из ключевых форматов, их доля увеличилась с 21% до 31%, а абсолютное число в продаже выросло на 83% — с 368 до 672 квартир.
При этом тенденция к уменьшению площади затронула почти все сегменты. Средний метраж трехкомнатной квартиры в массовом и бизнес-классах сократился на 8% (до 78,5 кв. м и 92,3 кв. м соответственно). Самое резкое снижение зафиксировано в премиум-классе, где средняя «трешка» стала меньше на 22%, уменьшившись со 138,5 кв. м до 108,7 кв. м.
Единственным сегментом, где такие квартиры стали просторнее, оказался высокобюджетный класс — здесь их средняя площадь выросла на 9% — до 160 кв. м.
Как отметила директор по стратегическому развитию «Град Девелопмент» Яна Сосорева, рост популярности трехкомнатных квартир в премиальном сегменте является сменой потребительской парадигмы.
«Клиенты все чаще рассматривают квартиру как полноценное семейное пространство, где есть место для работы, учебы и хобби, что особенно усилилось после пандемии», — пояснила она.

Эксперт также добавила, что многолетняя тенденция к сокращению средней площади квартир прервалась лишь в последний год. Этому способствовали запрет на проектирование студий менее 28 кв. м в Москве и высокий спрос на компактные лоты, которые раскупаются быстрее.
Кроме того, на рынок влияет программа семейной ипотеки, стимулирующая застройщиков предлагать более просторные варианты в рамках доступных лимитов.
