Как сообщает газета «Известия», автором инициативы выступило «Объединение автопроизводителей России» (ОАР). Его участники направили в Минпромторг письмо, в котором предложили скорректировать методику начисления утильсбора. К посланию присоединились руководство ПАО «КамАЗ», Группы ГАЗ и ПАО «Соллерс».
Цены на иномарки взлетят до небес: в России хотят изменить правила расчета утильсбора

Российские автопроизводители призывают пересмотреть правила расчета утилизационного сбора для иномарок. По их мнению, при его определении следует учитывать не только объем двигателя, но и его мощность. Эксперты авторынка называют предложение справедливым, но считают, что это напрямую отразится на стоимость машин, ввозимых в Россию.

Авторы письма отметили, что с учетом развития технологий в автопромышленности схема, при которой утильсбор определяется в зависимости от типа двигателя и его объема, больше не актуальна. К примеру, заметили в ОАР, турбированные моторы (получившие распространение в том числе в китайских автомобилях) при своем незначительном объеме имеют более высокую мощность. Из-за расхождений одинаковой суммой утильсбора облагаются машины из разных ценовых категорий, при этом имеющие относительно небольшой объем двигателя, подчеркивается в письме.
Автопроизводители также указали на растущую популярность серых схем, когда по льготной ставке утильсбора, введенной для физических лиц, машины ввозят представители бизнеса. «Фактически автомобиль ввозится в Россию бизнес-структурой, но по льготной ставке непосредственно на физическое лицо, которое уплачивает вознаграждение посреднику в наличной форме», — говорится в обращении ОАР.

В Минпромторге уже подтвердили, что получили предложения ОАР. Ведомство пообещало рассмотреть их «в установленном порядке».
Директор компании Frank Auto Ирина Франк отметила, что инициатива давно назрела. По ее словам, прежняя схема расчета утильсбора была актуальна в эпоху доминирования атмосферных бензиновых двигателей. Однако появление новых технологий, в том числе гибридных установок, свело всю дифференциацию на нет. «Нынешняя система, по сути, штрафует честных импортеров и создает огромный соблазн для серого импорта премиальных моделей», — подчеркнула эксперт.
Если инициатива будет одобрена, считает Франк, это неизбежно повлияет на всю структуру авторынка. Так, цены существенно вырастут на новые машины в премиум-сегменте, а также на мощные гибриды, ценовое преимущество которых для покупателей быстро исчезнет. Кроме того, заметным окажется и подорожание на рынке подержанных автомобилей – в частности, вырастут цены на ввезенные по серым схемам внедорожники и спортивные седаны. При этом для бюджетных и среднебюджетных новых моделей с относительно невысокой мощностью негативных последствий может и не быть, а их позиции даже укрепятся, полагает Франк.