Топливный рынок в России живет своей сложной жизнью, где пересекаются подчас совершенно неочевидные факторы, которые в итоге влияют на конечную стоимость автотоплива. Так, в последнее время наблюдается довольно интересная картина: цены на дизель падают, а вот бензин марки АИ-92, наоборот, дорожает. Почему так происходит?
В России подорожал один вид бензина: во все виноваты китайские автомобили

Как сообщают «Известия» со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПМТСБ), биржевые цены на АИ-92 за последний месяц подскочили на 4,5%, достигнув 58 739 рублей за тонну (месяцем ранее было 56 174 рублей).
Стоимость АИ-95 тоже растет, хотя и не так быстро: плюс 0,84% — до 61 881 рубля за тонну (с 61 364 рублей). А вот ситуация с ценами на летнее дизельное топливо выглядят более адекватно, здесь вообще зафиксировано снижение на 3,43% — до 58 118 рублей за тонну (с 60 184 рублей).

Что говорят эксперты по поводу этой парадоксальной ситуации? Рост цен на АИ-92 они связывают с настоящим бумом китайских автомобилей на российском рынке. За пару лет машины из Поднебесной стали гораздо более привычным явлением на наших дорогах. А поскольку большинство китайских моделей рассчитаны именно на 92-й бензин, спрос на него естественным образом вырос, потянув за собой и цены.
Аналитики консалтинговой компании GlobalData отмечают общий рост продаж автомобилей в Китае: в апреле 2025 года он составил 12% по сравнению с тем же периодом 2024-го, а общее количество проданных машин превысило два миллиона.
Впрочем, по данным агентства «Автостат», в мае 2025 доля китайских брендов на российском рынке немного снизилась, но все равно остается внушительной — 54%. На втором месте — отечественные марки (33,1%), а замыкает тройку лидеров китайско-белорусский бренд Belgee (4%).
Что же касается дизеля, то тут история другая. Падение цен объясняется замедлением экономического роста и, как следствие, сокращением объемов грузоперевозок.
«Дизель — это топливо прежде всего для коммерческого транспорта. А высокая ключевая ставка Центробанка (20% на момент публикации) делает кредиты для бизнеса дорогими и недоступными, что тормозит развитие экономики и в первую очередь бьет по транспортной отрасли.
Меньше перевозок — меньше спрос на дизель, отсюда и снижение цен», — отметил заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

В целом, регуляторы уверяют, что топлива в стране хватает. Однако эксперты все же допускают, что розничные цены на бензин могут еще подняться летом.
Так, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике Юрий Станкевич заметил, что сейчас розничные цены ниже экономически обоснованных на 1,5-2 рубля за литр. Летом, в период отпусков и повышенного спроса, эта разница может быть скомпенсирована.