Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ), представляющее интересы продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), выступило с инициативой ввести невозвратный сервисный сбор для покупателей на маркетплейсах.
В России предложили ввести невозвратный сервисный сбор для покупателей: как это отразится на маркетплейсах

Как сообщает ТАСС, цель предложения – снизить количество возвратов товаров надлежащего качества и компенсировать расходы продавцов на логистику, которые возникают из-за бесплатной доставки и возврата. По данным ФОСТ, до 10% заказов в итоге возвращаются продавцам, что приводит к значительным убыткам.
Насосы для пенисов бьют рекорды продаж на маркетплейсах: что происходит на рынке интим-товаров
Биркин за 1000: продажи подделок люкса на российских маркетплейсах набирают миллиардные обороты

Организация направила официальное письмо с подробным описанием своих предложений крупнейшим российским маркетплейсам: Wildberries, Ozon, «Мегамаркет» и Lamoda. В письме ФОСТ призывает маркетплейсы «оказать содействие воспитанию осознанного потребления» и рассмотреть возможность внедрения нескольких мер, направленных на ограничение бесконтрольных заказов и возвратов.
Так, в частности среди предложенных мер выделяются:
- введение невозвратного сервисного сбора, аналогичного сборам за авиабилеты или туристические услуги
- установление минимальной стоимости заказа
- введение платы за возврат товара
- создание рейтинга покупателей
В ФОСТ подчеркнули, что в январе 2025 года продавцы и сотрудники ПВЗ отмечали резкий рост возвратов товаров надлежащего качества, особенно с новогодней тематикой. Эта тенденция сохраняется и в отношении других категорий товаров.
Так, аналитики IT-компании АТОЛ, проанализировав 10,8 млн чеков за период с ноября 2024 года по январь 2025 года, выяснили, что 7% новогодних товаров, купленных онлайн, были возвращены продавцам. Самой «возвращаемой» категорией оказались карнавальные костюмы – 13% купленных костюмов были возвращены.
Также высокий процент возвратов зафиксирован у новогодних шаров (9%), искусственных елок (8%) и гирлянд (6%).

Несмотря на это, реакция маркетплейсов на инициативу ФОСТ оказалась неоднозначной. Так, например, Ozon категорически не поддержал идею введения невозвратного сбора. В компании заявили, что не замечают существенного роста возвратов, а в январе 2025 года доля возвратов новогодней продукции даже сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Случаи недобросовестных возвратов носят единичный характер», — отметили в пресс-службе Ozon, добавив, что компания разбирается с такими случаями в индивидуальном порядке.
Lamoda отказалась комментировать предложение ФОСТ, сославшись на отсутствие информации об обращении.
В Wildberries также заявили, что не видят массовых злоупотреблений с возвратами товаров, считают введение рейтинга покупателей избыточной мерой и не планируют ее внедрять.
Тем не менее, компания готова изучить предложенные ФОСТ меры, а также их применение в других отраслях экономики, например, сервисный сбор в транспорте и туризме. В компании все-таки не исключают возможности корректировки своих бизнес-процессов, чтобы минимизировать возможность недобросовестных действий со стороны покупателей.