По оценкам экспертного сообщества, около восьми миллионов россиян продолжают работать неофициально, получая часть или всю заработную плату «в конверте».
Жизнь в конверте: почему миллионы россиян до сих пор получают «серые» зарплаты

Как сообщают «Известия» со ссылкой на экспертов рынка труда, если рассматривать максимально полный, негативный сценарий, охватывающий весь «серый» сектор, эта цифра может достигать и 9 миллионов, а по некоторым максимальным оценкам — и 10 миллионов человек.
При этом ряд специалистов приводит более консервативные оценки — 5,5–6 миллионов россиян. Однако они же уточняют, что в статистику теневой занятости не всегда полностью попадают те работники, которые формально оформлены у работодателя, но при этом основную долю своих доходов получают наличными.

Примечательно, что подобные оценки приводятся на фоне масштабных усилий государства по борьбе с нелегальным трудоустройством. Так, ранее Роструд сообщал, что в 2025 году из теневой занятости удалось вывести 976 тысяч человек. Этот показатель оказался на 20% выше, чем годом ранее, когда легализация коснулась 810 тысяч работников.
Следует отметить разницу в категориях занятости. По данным Росстата за 2024 год, в нелегальном секторе в целом числилось около 15 миллионов занятых. Однако эта категория более широка, поскольку включает не только лиц, работающих без трудовых договоров, но и индивидуальных предпринимателей (ИП) без регистрации, а также самозанятых граждан и их сотрудников.
Тем не менее, власти продолжают усиливать административный контроль за «серым» наймом. Во всех регионах Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, в состав которых входят представители Роструда, Федеральной налоговой службы (ФНС), Социального фонда России (СФР) и других структур.
Основная задача этих комиссий заключается в выявлении случаев неофициального трудоустройства и обеспечении оформления работников в соответствии с законодательством.
Успешное оформление обеспечивает работникам социальные гарантии, включая оплачиваемый отпуск и пенсионные отчисления. Эксперты рынка труда отмечают, что процесс «обеления» экономики поддерживается новыми государственными инструментами, такими как межведомственный обмен данными и риск-ориентированный контроль, направленный на выявление подозрительных схем.
Одновременно с этим, наблюдается изменение мотивации на рынке труда. Эксперты отмечают рост рисков для самого бизнеса: на фоне ощутимого кадрового дефицита компании все чаще делают ставку на «белые» условия труда, предлагая их в качестве конкурентного элемента социального пакета.
Работодатели стараются избегать схем, которые могут обернуться серьезными штрафами, повышенным вниманием контрольных органов, а также репутационными потерями.
При этом те компании, которые попадают в реестр недобросовестных работодателей (сейчас в нем числится более 650 организаций), рискуют еще больше.
Что касается причин, по которым россияне соглашаются на зарплату в конвертах, аналитики выделяют краткосрочную выгоду — получение большей суммы денег на руки за счет неуплаты налогов, а также недоверие к институтам, долговые обязательства или банальную нехватку альтернативных предложений на локальном рынке труда.

К слову, на рынке труда фиксируется и изменение поколенческого отношения к наличным расчетам.
Как отметил председатель комитета по страхованию Ассоциации экспортеров и импортеров Максим Гмыря, для людей младше 40 лет наличные средства уже не выступают привычным инструментом, поскольку многие в принципе оперируют ими нерегулярно. По его мнению, по мере смены поколений сама логика конвертных выплат начинает выглядеть архаичной.
С точки зрения макроэкономики, теневой сектор и выплаты зарплат «в конвертах» приводят к ежегодным потерям бюджета, которые, по оценкам, могут достигать до 10% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
