Законодательное собрание Вологодской области выступило с инициативой, которая может радикально ужесточить наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения.
Больше не простят: в России предложили отбирать машину после первой пьяной езды

Как пишет «Парламентская газета, региональные депутаты подготовили пакет законопроектов, предлагающих конфисковывать транспортное средство уже после первого подобного нарушения, а также временно лишать провинившихся водителей возможности регистрировать на себя автомобили.
Документы уже внесены на рассмотрение Совета законодателей.

Ключевое предложение касается внесения поправок в статью 12.8 Кодекса об административных правонарушениях. Если инициатива будет принята, у судов появится право конфисковывать автомобиль у водителя, впервые пойманного за рулем в нетрезвом виде.
Сейчас такая мера применяется исключительно в рамках уголовного преследования по статье 264.1 УК РФ, то есть в отношении тех, кто сел за руль пьяным повторно в течение года.
Вологодские парламентарии предлагают распространить эту норму и на административные дела. При этом в законопроекте оговаривается, что изъятие машины не станет обязательным — решение о применении конфискации будет оставаться на усмотрение суда, который сможет учесть все обстоятельства конкретного дела.
Вторая часть инициативы предусматривает изменения в закон «О государственной регистрации транспортных средств». Статью 20, содержащую перечень оснований для отказа в регистрации, предлагается дополнить новым пунктом.
Согласно ему, в постановке автомобиля на учет в ГИБДД смогут отказать физическому лицу, которое ранее привлекалось к ответственности за вождение в нетрезвом виде, управление машиной без прав или имеет судимость по статье 264.1 УК РФ. Срок такого ограничения предложено установить на один год со дня окончания срока, в течение которого нарушитель считается подвергнутым административному наказанию.
Учитывая, что по КоАП этот срок также составляет один год, фактически это означает, что водитель не сможет ни продать, ни купить автомобиль на протяжении двух лет.
«Действующие санкции — штрафы, лишение прав, принудительные работы и даже лишение свободы — не создают дополнительного пресекательного барьера», — говорится в пояснительной записке.
По мнению авторов законопроекта, система не ограничивает саму возможность владения источником повышенной опасности для лиц, которые уже продемонстрировали пренебрежение к безопасности окружающих.
Свою позицию депутаты подкрепили статистикой МВД России. По данным ведомства за первые шесть месяцев 2025 года, почти каждое десятое ДТП в стране произошло с участием водителей в состоянии опьянения, а погибшие в таких авариях составили почти пятую часть (18,9%) от общего числа жертв на дорогах.
Кроме того, за девять месяцев 2025 года виновники свыше 1,7 тысячи ДТП отказались от медицинского освидетельствования; в этих авариях погибли 104 человека и более 2,4 тысячи получили ранения. С начала года было возбуждено 189 тысяч административных дел за пьяное вождение.

В Госдуме мнения по поводу инициативы разделились. Так, депутат Николай Новичков допустил, что некоторый «период охлаждения» для нарушителей может быть полезен, проведя аналогию с запретом на определенные виды деятельности для лиц, отбывших наказание.
В то же время зампред комитета по транспорту Рафаэль Марданшин выразил несогласие, полагая, что больший социальный эффект даст ужесточение существующих мер, например, увеличение штрафов.
В Вологодском Заксобрании пояснили, что представленные законопроекты носят концептуальный характер и будут дорабатываться, в том числе с опорой на мнение Совета законодателей.
В настоящее время за первое управление автомобилем в нетрезвом виде предусмотрен штраф в 45 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет.
