Генеральная прокуратура РФ выступила с предложением о законодательном урегулировании практики сверхбронирования (овербукинга) в гражданской авиации.
Вылет или деньги: пассажирам в России хотят полностью компенсировать стоимость билета при овербукинге

Как сообщают «Известия», соответствующая инициатива была направлена в Министерство транспорта России.
Предложение, изложенное в письме заместителя начальника управления по надзору за исполнением законов на транспорте Генпрокуратуры Михаила Кузнецова, стало ответом на многочисленные жалобы россиян.

Овербукинг — это практика продажи авиакомпаниями большего количества билетов, чем доступно мест на борту.
В настоящее время ни Воздушный кодекс РФ, ни Федеральные авиационные правила, ни КоАП прямо не запрещают овербукинг и не устанавливают материальную ответственность за его последствия.
Ведомство предлагает внести изменения в статью 120.1 Воздушного кодекса РФ, чтобы прописать прямую материальную ответственность перевозчика за несоблюдение договоров перевозки, вызванное овербукингом.
Согласно предложенным поправкам, в случае отказа пассажиру в предоставлении места из-за сверхбронирования, авиакомпания будет обязана выплатить ему штраф в размере полной стоимости билета в течение 10 дней.
В Генпрокуратуре полагают, что эта мера позволит быстрее восстанавливать права пассажиров и выступит стимулом для авиаперевозчиков к более ответственному подходу к бронированию.
Необходимость законодательного регулирования связана с регулярностью нарушений. Так, в 2025 году Западно-Сибирская транспортная прокуратура возбудила более 30 административных дел в отношении ряда перевозчиков, включая S7, «НордСтар» и «Северный ветер». Общая сумма назначенных штрафов превысила 900 тысяч рублей.
Один из наиболее резонансных случаев произошел в августе 2025 года, когда десяти пассажирам рейса Сочи – Новосибирск, выполняемого авиакомпанией S7, было отказано в перевозке из-за «ненадлежащего бронирования провозных емкостей самолета».
Как объяснил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перевозчики идут на сверхбронирование, чтобы максимизировать загрузку и выручку, поскольку в зависимости от направления 2–6% пассажиров обычно не являются на рейс.
«Если же на рейс приходят все пассажиры, часть из них остается за бортом и вынуждена ожидать другой рейс», — отметил он.
В свою очередь эксперты авиаотрасли отмечают, что проблема обостряется на фоне высокого спроса на авиаперевозки и дефицита провозных мощностей.

Дискуссия о регулировании сверхбронирования ведется уже несколько лет. В апреле 2025 года на общественном совете Минтранса обсуждался законопроект, предлагавший поэтапные компенсации (от 25 до 100% стоимости билета в зависимости от длительности задержки).
Тогда также предлагалось вводить ограничения на категории пассажиров, которых нельзя снимать с рейсов (например, родителей с детьми). Однако тот законопроект не получил одобрения.
В январе 2026 года министр транспорта России Андрей Никитин сообщил о недопустимости отказа пассажирам в перевозке из-за овербукинга и заявил о необходимости поиска справедливого решения, приемлемого для всех сторон.
Оптимальными вариантами решения проблемы, по мнению экспертов, могли бы стать единые правила и добровольные механизмы компенсации, когда пассажирам заранее предлагается отказаться от полета в обмен на компенсацию, а также введение ограничений по категориям пассажиров.
