«Культура потребления»: как мир захватила эпидемия импульсивных покупок, разоряющих людей

Как противостоять соблазну приобретать ненужные вещи — читайте в статье.
Василиса Шаманова
Василиса Шаманова
«Культура потребления»: как мир захватила эпидемия импульсивных покупок, разоряющих людей
Freepik

Социальные сети заполнены публикациями инфлюенсеров, делающих миллионы на продвижении люксовых брендов. Постоянно демонстрируя дорогущие новинки, они заставляют подписчиков гнаться за трендами, которые быстро устаревают. Многие пользователи искренне следуют этим рекомендациям, приобретая рекламируемые товары.

Россияне начали пользоваться услугами «черных кредиторов»: чем это опасно

Биркин за 1000: продажи подделок люкса на российских маркетплейсах набирают миллиардные обороты

Российские власти готовят новые правила для маркетплейсов: что ждет Wildberries и Ozon

По данным исследований, почти 36% наших сограждан подвержены спонтанным покупкам именно потому, что онлайн-магазины стали удобны и привлекательны скидочными акциями. Сегодня покупки совершаются буквально, не вставая с дивана, а рынок изобилует разнообразием платформ электронной коммерции (вспомним хотя бы огромное количество существующих маркетплейсов).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна весомая причина необдуманных трат — стремление поднять себе настроение шопингом, с ним солидарны 32% опрошенных. Отсутствие элементарного бюджета признают причиной ещё 23% респондентов.

Наконец, около 9% заявили, что дефицит свободного времени мешает задуматься о рациональном потреблении.

Действительно, многие покупки мы совершаем под влиянием рекомендаций популярных блогеров и желания казаться успешнее, нежели мы есть на самом деле.

«Вы действительно хотели этот товар или его вам просто продали?» — призывает к размышлениям деинфлюэнсер Диана Вибе из США, на которую в TikTok подписаны 200 тысяч человек.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от стандартных блогеров, задача деинфлюенсеров заключается в объективном анализе продуктов различных компаний. Американская активистка акцентирует внимание на том, что регулярный, даже еженедельный или ежемесячный шопинг выходит за рамки нормы, подчеркивая, что такие привычки формируют инфлюенсеры, стремящиеся заработать на этом.

Движение, пропагандирующее сознательное ограничение покупок, привлекающее всё большее внимание начиная с 2023 года, находит отклик и у Дианы Вибе. Наблюдая рост числа рекламных публикаций в соцсетях, девушка задумалась о количестве вещей, приобретенных ею за последние годы исключительно вследствие рекомендаций блогеров.

«Совсем недавно у меня было 120 тысяч канадских долларов долга по студенческим кредитам, но я продолжала совершать новые покупки каждую неделю. Я достигла дна, когда приобрела пару ботинок по цене, превышающей арендную плату за мою квартиру. Я купила их, хотя знала, что не могу себе этого позволить», — рассказала деинфлюэнсер Кристина Михаскив из Торонто. Сегодня девушка объясняет подписчикам, как можно «жить полноценной жизнью, не разоряясь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Кристина уверена, что современные покупатели утрачивают чувство значимости приобретаемых предметов, поскольку ожидания от качества зачастую остаются неоправданными. Товары ежегодно дорожают, однако их характеристики ухудшаются. Однако возникает закономерный вопрос: каким образом противостоять соблазну приобретать ненужные вещи?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Отвяжитесь от своего телефона. Постоянное потребление контента повышает вероятность поддаться неосознанным импульсам, — посоветовала она. — Правда, отложите телефон, потрогайте траву, поиграйте со своим гардеробом и используйте то, что у вас уже есть, для создания забавных образов. Может быть, вы поймете, что то, что у вас уже есть, достаточно хорошо».

И помните главное правило: не человек должен служить вещам, а вещи должны служить человеку.