Президент РФ Владимир Путин отмечал, что этот процесс возможен только при соблюдении прав отечественных брендов. Глава государства поручил кабмину утвердить список иностранных компаний, которые покинули страну после начала СВО – в этом реестре будут не только наименования предприятий, но и то, при каких условий и в каком формате они вышли с рынка.
Вернутся не все: какие зарубежные бренды не смогут возобновить работу в России

Уже в ближайшие недели Госдума может рассмотреть во втором и третьем чтениях законопроект, устанавливающий порядок возвращения иностранных брендов в Россию. Судя по всему, рады будут далеко не всем: чтобы вернуть себе оставленные несколько лет назад активы, компаниям придется выполнить ряд условий.
Согласно подсчетам экспертов, с 2022 года с российского рынка ушли свыше 1500 западных компаний. Среди них — производители электроники, автомобилей, одежды и прочие. При этом на фоне переговоров России и США о нормализации двусторонних отношений многие корпорации начали «прощупывать почву» на тему своего возможного возвращения.

После заявлений президента был подготовлен законопроект, в котором прописаны требования для зарубежного бизнеса при возобновлении работы в РФ. В нем сказано, что вернуть себе активы смогут только те бренды, которые получат соответствующее согласие нового владельца и ведомств. При этом отказ может быть получен в случае, когда компания зарегистрирована в недружественной стране, в договоре на обратный выкуп указана цена ниже рыночной или с момента сделки прошло более двух лет. Кроме того, федеральные органы будут вправе отказать в возврате активов, если компания работает в стратегически важных отраслях, влияющих на финансово-экономическую стабильность страны. При этом ресурсы, которые влияют на обороноспособность РФ, и вовсе могут быть возвращены только по согласованию с президентом.

Тем не менее на данный момент окончательные условия возвращения зарубежных брендов не согласованы. председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в беседе с «Парламентской газетой» отметил, что парламент продолжает получать инициативы от общественных организаций, партийных лидеров и представителей исполнительной власти. Многие из них полагают, что к вопросу следует подходить дифференцированно: например, стоит учитывать поведение компании «и с точки зрения отношения к России, и с точки зрения чистоты ведения бизнеса» на российской территории. При этом место регистрации компании и ее проявления на «внешнеполитическом треке» при таком подходе должны учитываться во вторую очередь.
Как бы то ни было, считает Гутенев, испытывать излишний оптимизм по поводу возвращения иностранных брендов не стоит. «Никаких преференций для возвращения быть не должно. Ожидание появления этих компаний, мне кажется, очень сильно перегрето», — добавил депутат.