ОСАГО добралось до самокатчиков: их обяжут заключать договор перед арендой кикшеринга

Аренда электросамоката уже скоро может сильно подорожать: депутаты Госдумы предлагают ввести для кикшеринговых сервисов обязательное страхование.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
ОСАГО добралось до самокатчиков: их обяжут заключать договор перед арендой кикшеринга
Freepik

В Государственной Думе началось обсуждение законопроекта, внесенного депутатами ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким, который может существенно изменить правила аренды электросамокатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сообщает ТАСС, документ предлагает ввести обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) для владельцев электросамокатов, используемых в коммерческих целях, таких как кикшеринг и доставка. Это означает, что компании, предоставляющие электросамокаты в аренду, должны будут страховать свою ответственность перед третьими лицами.

В России тестируют проверку ОСАГО через камеры: что ждет водителей без страховки

Гигантские штрафы для лихачей на самокатах: законно ли выписывать такие космические суммы?

Не разгонишься: в России хотят ограничить скорость самокатов для пользователей без биометрии​​​​​​​
Freepik

Законопроект предлагает распространить действие ОСАГО на электросамокаты и электровелосипеды весом более 15 килограммов. Если эти транспортные средства используются для бизнеса, их владельцы будут обязаны заключить договор ОСАГО. Причем страховка должна покрывать не конкретных водителей, а неограниченное число лиц, которым владелец разрешил пользоваться самокатом. Это важный момент, учитывая, что сервисы кикшеринга работают по принципу краткосрочной аренды для широкого круга пользователей.

Авторы законопроекта обосновали свою инициативу статистикой ДТП с участием электросамокатов. По их данным, за девять месяцев 2024 года произошло около четырех тысяч таких аварий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сегодня водители электросамокатов, виновные в ДТП, часто не имеют страховки. Это создает сложности для пострадавших, которым приходится обращаться в суд, чтобы получить компенсацию за причиненный вред», — подчеркнул Леонид Слуцкий.

По его словам, ОСАГО должно упростить этот процесс и гарантировать выплаты пострадавшим.

Вместе с ОСАГО законопроект предлагает ввести обязательную государственную регистрацию коммерческих электросамокатов и электровелосипедов. Регистрация позволит легче идентифицировать транспортные средства, установить владельца и контролировать деятельность компаний, предоставляющих услуги аренды и доставки. Это также должно упростить урегулирование страховых случаев.

Другое последствие возможного принятия законопроекта об ОСАГО для электросамокатов, уже не такое позитивное – повышение стоимости их аренды, так как компании будут вынуждены учитывать расходы на страховку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Новый законопроект – уже не первая мера, направленная на регулирование использования электросамокатов. Ранее, в апреле этого года, были увеличены штрафы за использование электросамокатов несовершеннолетними до 30 тысяч рублей.

В 2025-2026 годах планируется ввести верификацию пользователей кикшеринговых сервисов через портал «Госуслуги». Это позволит компаниям проверять возраст клиентов и предотвращать использование самокатов несовершеннолетними.

Также обсуждается возможность введения личного цифрового идентификатора для пользователей электросамокатов, по аналогии с Fan-ID на футбольных стадионах. Такой идентификатор мог бы помочь в расследовании ДТП и повысить ответственность водителей.