Весной 2025 года курьеры на электровелосипедах могут лишиться возможности ездить по тротуарам. Российское правительство рассматривает запрет на такое передвижение и поручило Министерству транспорта разработать и представить до 3 апреля соответствующие поправки в Правила дорожного движения (ПДД).
В России уже весной могут ввести запрет на проезд курьеров по тротуарам: как это повлияет на стоимость доставки

Согласно предложенным изменениям, о которых сообщают «Известия», электровелосипеды с мощностью двигателя более 250 Вт в режиме длительной нагрузки будут приравнены к мопедам. Это означает, что водителям таких транспортных средств придется передвигаться по проезжей части, соблюдая правила для мопедов, и иметь водительские права соответствующей категории.

Инициатива связана с ростом числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием электровелосипедов и многочисленными жалобами пешеходов на небезопасное поведение курьеров на тротуарах. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за первые девять месяцев 2024 года зафиксировано 920 ДТП с участием электровелосипедов, в которых погибли 25 человек и 926 получили травмы.
При этом почти половина этих аварий (42,9% или 395 ДТП) произошли по вине курьеров компаний доставки. Зачастую курьеры, стремясь быстрее доставить заказы, вынуждены маневрировать между пешеходами, создавая аварийные ситуации.
Власти рассматривают различные варианты регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая электровелосипеды, самокаты и другие. В настоящее время ПДД приравнивают к мопедам транспортные средства с электродвигателем мощностью более 250 Вт при длительной нагрузке. Однако, как отмечают эксперты, многие курьеры используют электровелосипеды с мощностью двигателя до 240 Вт, что позволяет им формально оставаться в категории велосипедов.
В Общественной палате РФ предлагают считать мопедами все транспортные средства с электродвигателем, независимо от мощности.

Интересно, что представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) уверены, что новые правила не повлияют на стоимость доставки для потребителей. По их словам, цена доставки формируется исходя из сезонности, спроса и количества доступных курьеров.
Однако, изменения могут сказаться на доходах курьеров, использующих электровелосипеды, поскольку им придется конкурировать с курьерами на обычных велосипедах или получать водительские права для управления мопедами.
В рамках обсуждения также поднимается вопрос о необходимости развития велосипедной инфраструктуры в городах, в частности, строительства специальных велодорожек. Это позволит обеспечить безопасное и комфортное передвижение как для велосипедистов, так и для пешеходов.