Предпочтения в выборе новостей могут многое рассказать о человеке. Недавнее исследование психологов из Амстердамского университета, опубликованное в журнале Journal of Research in Personality, показало, что информация о чьих-то невзгодах и преступлениях особенно привлекает людей с выраженными чертами антагонистического нарциссизма.
Почему мы любим читать плохие новости о других людях: психологи поставили неутешительный диагноз

Что это вообще такое? Это тип личности, при котором человек не только чрезмерно зациклен на себе, но и склонен к соперничеству, высокомерию и самоутверждению за счет унижения других.

Автор исследования Цзяфан Чэнь рассказал, что целью работы было желание понять, как нарциссические личности взаимодействуют с просоциальной стороной жизни — такими аспектами, как мораль, доброта и сотрудничество. Эта область, в отличие от тем власти и статуса, изучена гораздо меньше.
Для своего исследования команда разработала специальный набор новостных заголовков, разделив их на три категории: антисоциальные, просоциальные и нейтральные. Было важно убедиться, что заголовки одинаково интересны и новы, чтобы исключить влияние шокирующей ценности.
Примерами антисоциальных заголовков были «Супервайзер сексуально домогается нескольких стажеров» или «Мать и дочь бросают камни в спящих животных в зоопарке». В просоциальную категорию вошли такие, как «Резкое увеличение числа доноров крови». Нейтральные же заголовки, вроде «Первые пассажиры пробуют высокоскоростные вакуумные капсулы», служили для контроля.
Исследование состояло из двух этапов. В первом приняли участие 253 человека. Сначала они прошли тест на уровень нарциссизма, а затем им предложили выбрать десять наиболее интересных заголовков из тридцати. Результаты четко показали, что участники с более высокими показателями антагонистического нарциссизма значительно чаще выбирали антисоциальные заголовки и реже — просоциальные.
Во втором этапе участвовали 294 человека, и он не только подтвердил выводы первого, но и позволил глубже понять причины такого выбора. Ученые измерили три потенциальных фактора: социальные мотивы (эгоистичные или альтруистические), уровень эмпатии и стремление к острым ощущениям.
Анализ данных показал, что именно низкая эмоциональная эмпатия — неспособность сопереживать чувствам других — и высокий уровень поиска сенсаций, то есть потребность в интенсивном, новом опыте, объясняли эту связь. Интересно, что степень эгоизма человека не оказала существенного влияния на его выбор новостей.

Проще говоря, нарциссы выбирали антисоциальный контент не просто потому, что он им нравился, а потому, что он лучше соответствовал их внутренней эмоциональной холодности и жажде сильных стимулов.
«Выбор такой информации не только отражает сущность людей с нарциссическими чертами, но и может укреплять их характерные способы взаимодействия с миром. Это имеет особое значение, учитывая, что такие люди нередко занимают руководящие должности и могут служить образцами для подражания», — пояснил Чэнь Цзяфан.
При этом исследователи отмечают, что к выводам стоит относиться с долей критики, поскольку они основаны на самоотчетах участников. Остается неясным, приводит ли регулярное потребление антисоциальных новостей к усилению антисоциального поведения, или же предпочтения просто являются зеркалом уже сформированной личности.