На столичном рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: зарплаты курьеров достигли рекордных отметок, обогнав средний доход дипломированных специалистов, однако сектор по-прежнему испытывает острый дефицит персонала. Как сообщает портал ВФокусе Mail со ссылкой на данные сервиса SuperJob, средняя зарплата сотрудника доставки в Москве достигла 135 тысяч рублей, показав рост на 46% всего за один год.
«Исчезающая профессия»: зумеры не хотят быть курьерами даже за большие деньги

Для сравнения, специалисты с высшим образованием в столице получают в среднем 121 800 рублей, что на 11% меньше, а квалифицированные рабочие без диплома — 107 100 рублей. Этот сдвиг особенно заметен, если вспомнить, что всего пять лет назад курьеры находились в нижней трети московской зарплатной сетки.

Ключевой причиной такого переворота стала настоящая «война за персонал» между крупными сервисами доставки. В борьбе за кадры компании предлагают повышенные ставки, бонусы и социальные пакеты, включая медицинскую страховку.
Рост стимулируется и потребительским поведением: после пандемии москвичи продолжают активно заказывать еду и товары на дом, что привело к увеличению объема рынка в 2,3 раза по сравнению с 2021 годом.
В результате спрос на услуги превысил предложение рабочей силы, и многим курьерам приходится работать одновременно на два или даже три сервиса.
Ситуация вызвала бурную дискуссию среди экспертов и политиков. Так, например, депутат Госдумы Виталий Милонов охарактеризовал ее как «абсолютное зло», отметив, что профессия курьера не создает продукт, а лишь перемещает его.
«Курьеры — это профессия исчезающая. Ибо содержать человека, который абсолютно ничего не делает для создания продукта, а просто его переносит, совершенно глупо. Люди, которые пользуются доставкой, это не всегда и чаще всего не богатые люди, которые просто пытаются оплатить свою лень», — отметил он.
При этом, несмотря на финансовую привлекательность, работа курьером не становится массовым выбором для молодежи и офисных работников. Высокие заработки, спровоцированные ожесточенной конкуренцией между сервисами, не делают профессию массово привлекательной для молодежи и офисных работников, которые взвешивают не только цифры в расчетном листке, но и специфические условия труда.
Как отметил экономист Андрей Колганов, что работа связана со значительными физическими нагрузками и постоянным воздействием неблагоприятных внешних факторов, в частности погодных.
«Рассматривать такую работу как жизненный выбор вряд ли согласны сколько-нибудь значительное число молодежи», — заявил Колганов.

Эксперт также скептически оценил вероятность массового перехода офисных сотрудников в курьерские службы. Он указывает на то, что отсутствие значительного притока новых кадров в сферу подтверждается сохранением высокого уровня оплаты труда.
«Если бы такой отток в значительных масштабах был, мы бы сейчас видели рост занятости в курьерских службах и, соответственно, снижение оплаты труда курьеров. А этого не происходит. У офисных работников более благоприятные условия труда», — пояснил экономист.
По прогнозам аналитиков рынка труда, в следующем году зарплаты в сфере доставки могут вырасти еще на 15-20%, что еще больше усилит существующий дисбаланс на рынке труда.