Как открыть ИП удаленно и сдавать декларации онлайн

Сегодня открыть ИП удаленно можно всего за один день. Рассказываем, что нужно для оформления этого статуса, какие документы понадобятся, и как правильно сдавать отчентность в электронном виде.
Как открыть ИП удаленно и сдавать декларации онлайн
Чтобы стать предпринимателем сегодня, необязательно посещать налоговую инспекцию. Мы расскажем, как открыть ИП удаленно, а также какими сервисами нужно воспользоваться для оплаты налогов онлайн.
Содержание статьи

Требования к ИП: какие отчетности сдавать и кому

Даже если вы собираетесь открыть ИП удаленно, вам все равно необходимо будет сдавать в налоговую необходимые документы. Их перечень будет зависеть от выбранной системы налогообложения. Так, если она общая (ОСН), то в налоговую нужно подать два документа:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Декларацию 3-НДФЛ

    Подаётся за прошлый год до 30 апреля текущего года. Штраф за нарушение срока — 5% от суммы налога за каждый месяц опоздания, но не более 30% от суммы НДФЛ.
  • Декларация об НДС

    Подаётся не позднее 25-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.

То есть, за прошлый год нужно будет подать декларацию до 25 января текущего; за первый квартал года — до 25 апреля; за второй квартал — до 25 июля; за третий квартал — до 25 октября. При опоздании придётся заплатить от 5% неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 рублей.

Если же вы планируете открыть ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), то понадобится подать лишь одну декларацию за прошедший год. Уложиться нужно в срок до 30 апреля текущего года. За просрочку подачи отчетности в электронном виде нужно будет заплатить от 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но не более 30 % и не менее 1000 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Есть три учреждения, которым ИП должен предоставлять отчетность (электронную или бумажную). Первое — налоговая инспекция, сюда отправляют декларации в зависимости от формы налогообложения. Второе — пенсионный фонд, сюда идёт отчётность по сотрудникам, если они есть. Третье — фонд социального страхования, здесь нужны сведения о страховых взносах за сотрудников.
Есть три учреждения, которым ИП должен предоставлять отчетность (электронную или бумажную). Первое — налоговая инспекция, сюда отправляют декларации в зависимости от формы налогообложения. Второе — пенсионный фонд, сюда идёт отчётность по сотрудникам, если они есть. Третье — фонд социального страхования, здесь нужны сведения о страховых взносах за сотрудников.

Кроме того, существует ещё один налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Если вы выбираете его, то в этом случае декларацию за прошлый год нужно подать до 31 марта текущего. Опять же, за непредоставление документа в срок придётся заплатить от 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если же у ИП в штате есть сотрудники, в налоговую нужно будет немного больше документов:

  • Расчёт по начисленным и уплаченным взносам (4-ФСС) в Фонд социального страхования

    Это необходимо только для ИП с работниками, оформленными по трудовому договору. Документы сдаются 4 раза в год.
  • Расчёт по страховым взносам с указанием среднесписочной численности работников в налоговую инспекцию

    Этот документ также нужен только для ИП с сотрудниками, оформленными по трудовому договору. Подаётся по утверждённой форме за каждый квартал — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • Декларация 6-НДФЛ в налоговую инспекцию.
    Сдаётся 4 раза в год.
  • СЗВ-М в Пенсионный фонд.
    Сдают ежемесячно до 15-го числа следующего месяца.
  • СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд.
    Отчет за прошлый год сдается до 1 марта текущего года.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое электронная подпись, и как ее сделать

Чтобы открыть ИП удаленно, нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Это цифровой аналог подписи на бумаге. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному и действует без нотариального заверения. Существует три вида электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

Чтобы получить электронную подпись, придется заплатить, но не сразу. Такую электронную подпись выдает налоговая или доверенные лица ФНС.

Государственный удостоверяющий центр при ФНС выдает электронную подпись предпринимателям бесплатно на 15 месяцев, а затем вы должны ее перевыпустить. За две недели до окончания, сертификат можно будет продлить в личном кабинете бесплатно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако заплатить все же придется. КЭП должна храниться на специальной флешке — ключевом носителе. Они стоят около 2000 рублей. Согласно информации от ФНС:

«УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности:

Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE, JaCarta LT <...>, а также иные, соответствующие установленным требованиям».

Прежде чем пользоваться электронной подписью, её нужно настроить для шифрования данных. Для этого потребуется программа — «Криптопро». Ее тоже придется покупать. Она стоит около 1000 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как открыть ИП удаленно

Регистрация ИП удаленно не отличается от обычного порядка. Разница состоит в способе подачи документов. При подаче заявления онлайн, сервисы помогают с заполнением формы Р11001, подбором кодов ОКВЭД. Вам потребуется указать свои личные данные, данные паспорта, адрес регистрации и направления деятельности. Далее система автоматически сформирует заявление.
Регистрация ИП удаленно не отличается от обычного порядка. Разница состоит в способе подачи документов. При подаче заявления онлайн, сервисы помогают с заполнением формы Р11001, подбором кодов ОКВЭД. Вам потребуется указать свои личные данные, данные паспорта, адрес регистрации и направления деятельности. Далее система автоматически сформирует заявление.

Чтобы открыть ИП удаленно потребуются такие документы:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Заявление (формируется в сервисах автоматически).
  • Скан паспорта.
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Также в 2022 году появилось приложение «Госключ», которое позволяет подписывать документы о регистрации ИП удаленно. Чтобы им воспользоваться, надо:

  • Подготовить документы в электронном виде.
  • В сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» заполнить формы и выбрать вид деятельности для формирования заявление о регистрации (по форме № Р21001 для ИП).
  • Подписать документы усиленной квалифицированной электронной подписью.

После этого документы автоматически направляются в налоговый орган. Результат — одобрено или нет — будет известен в течение суток.

При регистрации ИП вам нужно будет обязательно выбрать код ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Коды указывают, чем занимается ИП. Основной код ОКВЭД — вид деятельности, который приносит больше всего доходов предпринимателю. Дополнительных же кодов может быть несколько.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы изменить свои коды ОКВЭД ИП удаленно нужно отправить заявление с использованием квалифицированной электронной подписью. Подойдет один из вариантов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме заявления вам нужно будет ввести данные об изменении и выбрать способ предоставления документов (в электронном виде с электронной подписью заявителя или без нее). Срок регистрации составит 5 рабочих дней.

Отказать в регистрации ИП удаленно могут, если документы поданы не в ту налоговую, неверно заполнена форма на регистрацию или предприниматель претендует на запрещенные виды деятельности.
Отказать в регистрации ИП удаленно могут, если документы поданы не в ту налоговую, неверно заполнена форма на регистрацию или предприниматель претендует на запрещенные виды деятельности.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как платить налоги онлайн

Чтобы платить налоги и взносы удаленно, не посещая инспекцию, можно воспользоваться одним из сервисов:

  1. Сайт ФНС

    Нужно найти раздел, посвящённый ИП. Далее перейти по ссылке «Уплатить налоги или пошлины». Из предложенных сервисов нужен первый — «Уплата налогов, страховых взносов».
  2. Госуслуги

    Преимущество этого сервиса в дополнительных способах оплаты. Можно оплатить налоги через электронные кошельки Webmoney и ЭЛПЛАТ, а также совершить списание со счета мобильного телефона. Кроме того есть возможность перечислить средства с банковской карты без комиссии.
  3. Оплата с расчетного счета

    Сделать это можно через интернет-банк. Такие услуги клиентам сегодня предоставляют все кредитные организации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы оплатить налоги одним из этих способов, электронная подпись не понадобится.

Регистрируя бизнес через сервисы банков, ИП может удаленно открыть расчетный счет без дополнительной платы
Регистрируя бизнес через сервисы банков, ИП может удаленно открыть расчетный счет без дополнительной платы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сдавать налоговую отчетность в электронном виде

Можно не только открыть ИП удаленно, но и сдавать отчетность в электронном виде. Есть несколько способов подать декларации через интернет.

Через сервис ФНС

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через операторов электронного документооборота

Это коммерческие онлайн-сервисы, которые помогают автоматически составлять и отправлять декларации. Чтобы подписать документы, нужна квалифицированная электронная подпись.

Сервисы банков

Среди них онлайн-бухгалтерии от «Альфа-Банка», «МодульБанка», «Сбербанка», «ВТБ», «Тинькофф», банка «Точка» и «Локо-Банка». Декларацию они делают бесплатно и сами отправляют ее в налоговую.

Открыть ИП удаленно можно и с помощью сервиса «1С-Старт». В этом случае электронная подпись не нужна. Заполнить заявление можно самостоятельно, а менеджер поможет заполнить документы и подобрать коды ОКВЭД.
Открыть ИП удаленно можно и с помощью сервиса «1С-Старт». В этом случае электронная подпись не нужна. Заполнить заявление можно самостоятельно, а менеджер поможет заполнить документы и подобрать коды ОКВЭД.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как взять выписку из ЕГРИП онлайн

ЕГРИП — это картотека малого бизнеса. В реестре на каждого предпринимателя заведена своя запись, которая содержит:

  1. Основной государственный регистрационный номер ИП — ОГРН.
  2. Персональные данные ИП: ФИО и адрес.

  3. Коды по ОКВЭД.

Как закрыть ИП удаленно

Чтобы закрыть ИП удаленно, нужно подать в налоговую следующий перечень пакет документов:

  • Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по утвержденной форме.
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

Эти документы в электронном можно сдать через личный кабинет ИП на сайте ФНС. В этом случае понадобится квалифицированная электронная подпись. Через сайт налоговой службы в разделе «Подача электронных документов на государственную регистрацию». Там можно подать документы без КЭП или с ней — процесс будет немного отличаться.