Денежная дисморфофобия: почему вы думаете, что бедны, хотя это не так?

После того, как генеральный директор космической компании Spire Global Фрэнк Фрулио попытался заявить, что больше не может позволить себе работать в своей фирме с зарплатой «всего» в 250 тысяч фунтов, многие задумались, насколько люди в современном мире адекватно оценивают свое благосостояние.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Денежная дисморфофобия: почему вы думаете, что бедны, хотя это не так?
Legion-Media
Содержание

Зарплата в размере 28 млн рублей в год — слишком мало?

Гендиректор Spire Global UK (компания, которая специализируется на радиочастотном зондировании и управляет группой спутников, собирающих космические радиочастотные данные — прим. ред.) Фрэнк Фрулио недавно подал в суд на своего работодателя, заявив, что не может позволить себе работать из-за низкой шестизначной зарплаты после того, как ему перестали выплачивать премии. Помимо базовой ставки в 250 тысяч фунтов стерлингов (около 330 тысяч долларов, или 28 млн рублей) он рассчитывал получить еще 60 процентов сверху и утверждал, что, когда этого не произошло, он «впал в панику, осознав, что больше не может позволить себе работать в Spire».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будучи уроженцем США, он столкнулся с трудностями, связанными с более высоким налоговым бременем в Великобритании и содержанием двух отдельных резиденций — «нашего дома в США, который мы недавно построили по индивидуальному заказу, а также дома в Глазго», — но суд вынес решение не в его пользу. Суд постановил, что, хотя ситуация Фрулио была «крайне неудачной», Spire действовала законно.

Что такое денежная дисморфофобия?

Это дело можно отнести к довольно экстремальному примеру «денежной дисморфофобии» — феномену, при котором человек считает себя беднее, чем он есть на самом деле. Фрулио не одинок в своем бегстве от финансовой реальности. Так, одна успешная владелица бизнеса, у которой есть три сдаваемые в аренду квартиры, недавно рассказала, что испытывает чувство «отчаяния», когда думает о своих финансах. Несмотря на то, что финансовый консультант недвусмысленно сказал ей, что она и ее семья «достаточно обеспечены». «Я никогда раньше не думала о себе в таком ключе и до сих пор не думаю, — сказала она. — Я все еще чувствую себя бедной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем актриса Милли Бобби Браун недавно призналась, что ей трудно позволить себе что-либо, даже после того, как ее роль в «Очень странных делах» обеспечила ей процветающую карьеру в Голливуде и солидную сумму на банковском счету. По данным Deadline, в первых двух сезонах сериала она зарабатывала 30 тысяч долларов за серию, а начиная с третьего сезона — 250 тысяч долларов за серию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, в подкасте «Позвони мне, папочка» 22-летняя актриса рассказала, что ее муж с гораздо большей вероятностью потратит крупную сумму на покупки: «Я говорю: "Мне нужны носки", он отвечает: "Пойдем в Prada", а я говорю: "Пойдем в Target"», — в то время как она по-прежнему звонит родителям перед любой крупной покупкой, чтобы посоветоваться. Она даже с трудом могла позволить себе дизайнерские солнцезащитные очки, несмотря на поддержку семьи.

Исследования показали, что существует значительный «разрыв в восприятии богатства»: люди гораздо чаще недооценивают свои доходы по сравнению с доходами других, чем переоценивают их или оценивают реалистично.

Что еще интереснее, у самых высокооплачиваемых работников самое большое «слепое пятно» при оценке своего положения в иерархии. Например, девять из десяти работников с доходом от 130 тысяч долларов и выше не считают себя «состоятельными». А тысяча опрошенных высокооплачиваемых британских работников заявили, что для того, чтобы «чувствовать» себя богатыми, им нужно в среднем получать миллион долларов в год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Демографические показатели также повлияли на представление людей о том, что такое финансовая безопасность: молодые люди считают, что им нужно больше денег, чтобы чувствовать себя богатыми, чем более старшие поколения.

Почему наши ожидания так далеки от реальности, когда дело касается денег?

Одним из факторов почти наверняка является уровень финансовой безопасности, с которым человек сталкивался в детстве. Если в чьей-то семье постоянно не хватало денег, то, скорее всего, у этого человека есть врожденный страх, что все может быть потеряно в одно мгновение. «Многие ценности, которые определяют наше отношение к деньгам, формируются в детстве», — говорит консультант Эшли Дункан из Spacious Place Therapy. Доктор Кристин Харгроув, финансовый терапевт и коуч, согласна с тем, что переживание финансовой нестабильности в детстве «может иметь долгосрочные последствия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

«Наш разум устроен так, чтобы обеспечивать нам безопасность, в том числе защищать нас от опасности. Мы не всегда осознаем, что ситуация изменилась, и может потребоваться определенная работа, чтобы оставить болезненные финансовые воспоминания в прошлом», — говорит она.

Милли Бобби Браун — яркий тому пример. «Если честно, я выросла без денег, не в богатой семье, поэтому у меня есть проблемы с деньгами, я очень переживаю из-за них», — сказала она о своем воспитании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рост уровня жизни

Кроме того, существует проблема «роста уровня жизни» — термин, придуманный для описания того, как расходы увеличиваются вместе с доходами. То, что когда-то считалось роскошью, быстро становится необходимостью, часто в соответствии с тем, что в нашей социальной сети считается «нормальным». Вот почему семьи, зарабатывающие довольно крупные суммы, могут утверждать, что они чувствуют стресс, когда повышается плата за обучение в престижной школе — ведь частное образование для детей стало необходимостью.

«Исследование по этому вопросу довольно интересное», — говорит Харгроув. «Люди недооценивают две основные составляющие своих расходов: нечастые (часто крупные) и регулярные (мелкие). И то, и другое является частью пагубного образа жизни». В первом случае она приводит пример покупки автомобиля: «Как часто вы учитываете чрезмерные затраты на ремонт автомобиля класса люкс при рассмотрении стоимости вашего следующего автомобиля? Большинство людей не понимают, что затраты на ремонт не сравняются с затратами на яблоки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается последнего, она обнаружила, что люди склонны «не замечать» ежедневные расходы, такие как многочисленные подписки, в том числе на приложения, которые быстро накапливаются.

Сравнение себя и своего уровня жизни с другими

Раньше сравнение и усвоение того, что считается «нормальными» расходами, ограничивалось нашими знакомыми, людьми из нашего ближайшего окружения. Теперь это может относиться к сотням тысяч людей, с которыми мы сталкиваемся в интернете. «Денежная дисморфофобия — это своего рода современная версия стремления быть как все», — считает Кортни Алев, финансовый консультант Credit Karma, которая добавляет, что социальные сети усиливают это «искажение между восприятием и реальностью».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Одно исследование показало, что почти 25% американцев заявили, что из-за социальных сетей они стали менее довольны своим финансовым положением. Мы постоянно видим изображения и ролики, демонстрирующие образ жизни, к которому мы стремимся, богатый и сверхроскошный, и нам трудно не сравнивать и не чувствовать себя недовольными своим гораздо более скромным положением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоимость жизни резко возросла

С другой стороны, дело не только в вашей голове: реальная стоимость жизни резко возросла. Неудивительно, что люди чувствуют себя все более обделенными, хотя на самом деле это может быть не так. Поскольку цены на все, от аренды и ипотечных платежей до общественного транспорта и продуктов, выросли, у большинства стало меньше свободных средств по сравнению с несколькими годами ранее.

Стоит также отметить, что изменилось само представление о «роскоши». Для поколения бумеров покупки, которые сейчас считаются повседневными или необходимыми, — кофе на вынос, абонементы в спортзал, новая одежда — считались роскошью. В то же время они разумно рассчитывали на то, что смогут купить дом до 35 лет, что сейчас является часто недостижимой целью, которая стала олицетворением «роскоши» для следующего поколения.