Что означает уменьшение покупательной способности для обычных людей?

2022 год отметился снижением покупательной способностью россиян. Ректор Европейского института JUSTO(ЮСТО) Дмитрий Соин объяснил, как это влияет на обычных людей и что будет с покупательной способностью в 2023 году.
Что означает уменьшение покупательной способности для обычных людей?
Freepik

Как российское власти реагируют/должны реагировать на изменения уровня покупательной способности россиян?

В своем докладе «Социально-экономическое положение России» Росстат заявляет, что по итогам третьего квартала текущего года реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снизились на 3,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, снижение доходов в июле-сентябре ускорилось относительно второго квартала года — тогда оно составляло минус 0,8%. В первом квартале доходы снизились на 1,2%, за девять месяцев года — на 1,7% к тому же периоду прошлого года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Медиахолдинг Rambler&Co провел опрос, который охватил 230 591 интернет-пользователей, среди которых 51% женщин и 49% мужчин. Каков спрос россиян в ноябре, в период когда во всем мире традиционно начинается сезон распродаж перед новогодними праздниками с разницей в несколько недель между акциями? Опрос более чем 230 тысяч интернет-пользователей показал, что 36% российских покупателей в этом году проигнорировали распродажи. В конце года в первую очередь покупаются со скидкой подарки на Новый год (31%), на втором месте одежда и обувь (21%), на третьем бытовая техника (20%). Едой и напитками закупятся 8% потребителей, мебелью и товарами для дома 7%, косметикой и средствами для ухода 6%. На последних местах списка покупок оказались книги (3%), украшения и аксессуары (2%), медикаменты (1%) и разные услуги (1%).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2022 году покупательная способность россиян уменьшилась: что это значит для обычного человека? А что будет в 2023 году?

Покупательская способность населения начала падать еще в феврале текущего года. Связано это было со скачком цен как на товары FMCG сектора, так и на предметы роскоши. Рост цен был вызван в первую очередь санкциями, а также падением курса рубля. Некоторые товары тогда подорожали на 25-30%, а некоторые в 2-3 раза. Продукты питания выросли в итоге до 60%, вопреки официальным данным. Цены на иномарки выросли в 2,5-3 раза. То есть речь идет об инфляции в 200-300%. Когда доллар упал, рубль восстановил свои позиции, но цены в рознице не были скорректированы, ажиотажный спрос возник на все сектора продукции. Люди не знали чего им ожидать в перспективе, будет ли на полках магазинов самое необходимое, от гречки до бытовой и компьютерной техники. Что в итоге привело к тренду на экономный режим расходования средств и жесткому планированию покупок, откладыванию «на черный день».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Логично, что в целом ряде отраслей упали продажи. В конечном итоге это коснулось и рынка недвижимости и предметов роскоши. Цены там продолжают оставаться высокими, а продажи сокращаются. Спрос остается стабильным лишь на товары первой необходимости. В 2023 году можно прогнозировать дальнейшую стагнацию ситуации.

Что делать обычному человеку, чтобы минимизировать потери от снижения покупательной способности денег?

Государственная поддержка бизнеса и социальной сферы сейчас оказалась как нельзя кстати: выдвинуты различные предложения в том числе и местными региональными органами власти. В числе таких мер объявлены кредитные каникулы для тех, кто терпит снижение доходов более чем на 30%. Доход за месяц до обращения в банк нужно сравнить со среднемесячным доходом за 2021 год: если заемщик планирует обратиться в апреле, его доход за март должен быть ниже на 30%, чем среднемесячный доход за прошлый год. Сотрудники российских IT-организаций получат возможность воспользоваться льготной ипотекой, а специалисты младше 27 лет получат отсрочку от армии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совет эксперта

Все осознают серьезность положения и трудности. Покупателю рекомендую в принятии решений при совершении покупок исходить из насущных потребностей и личного финансового плана, если таковой имеется. Объективно оценивать свои возможности, рассмотреть все возможные ресурсы дополнительного дохода. и не влезать в кредитные истории без острой необходимости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бизнесу в сложившейся ситуации стоит рассмотреть ниширование в эконом сегменте рынка. Пользоваться спросом все еще будут товары первой необходимости, включая продовольственные товары и IT технологии.

Над материалом работала Алена Романченко.