В середине августа российские пользователи начали массово сообщать о сбоях при звонках в WhatsApp (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ) и Telegram. Официальных комментариев от представителей сервисов не последовало, однако в публичном пространстве появились сообщения о том, что «на самом верху» принято решение о запрете звонков «под эгидой борьбы с террористами».
Звонки в мессенджерах теперь под запретом: спасет ли это от мошенников?

Почему заблокировали звонки в мессенджерах

Правда, многие тогда встретили эту новость скептически. В Госдуме обратили внимание, что обойти такие ограничения можно без особого труда, достаточно пары кликов и VPN. Эксперты, в свою очередь, предположили, что за этим стоят операторы связи. Они давно жаловались, что бесплатные звонки через мессенджеры отбирают у них прибыль, в то время как обслуживание сетей с каждым годом дорожает.
Слухи о запрете в итоге оказались правдой. И в среду, 13 августа, Роскомнадзор (РКН) принял меры по частичному ограничению звонков. Ведомство объяснило это тем, что мессенджеры стали активно использоваться для мошенничества и вовлечения граждан в террористическую деятельность. При этом РКН уточнил, что речь идет исключительно о звонках: другие функции сервисов продолжат работать в прежнем режиме. Регулятор также отметил, что компании неоднократно игнорировали требования о введении мер противодействия мошенникам.
Как будут блокировать звонки
Как именно будут блокировать звонки, не до конца ясно. Роскомнадзор не уточнил, что именно подразумевается под «частичным ограничением». Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков предположил, что на практике блокировка будет проявляться, как издевательское «бульканье», шипение и постоянные помехи в разговоре — вроде бы дозвониться можно, но общение превратится в сплошное мучение.

По словам бизнес-консультанта по информационной безопасности Positive Technologies Алексея Лукацкого, голосовые вызовы в мессенджерах можно «выключить» разными способами. «Это может быть блокировка по самим протоколам, по адресам серверов, обслуживающих голосовые звонки, а также за счет снижения полосы пропускания и ухудшения качества голосового соединения, вплоть до невозможности осуществить звонок», — уточнил он.
Защитит ли россиян запрет
В Минцифры уверяют, что решение Роскомнадзора действительно сделает интернет безопаснее и поможет эффективнее бороться с мошенниками. Логика следующая: чем меньше у злоумышленников каналов для связи, тем им труднее добраться до жертв. Но если обратиться к официальной статистике, картина выглядит куда сложнее.
По данным Центробанка, главным инструментом телефонных аферистов в 2024 году были вовсе не мессенджеры, а обычные звонки и СМС — на них приходится почти половина всех случаев мошенничества (45,6%). Мессенджеры занимают второе место, но их доля почти в три раза меньше — 15,7%. Дальше идут соцсети (10,3%), электронная почта (7,7%) и «Госуслуги» (7%).

Однако согласно свежей статистике МВД, большая часть преступлений с использованием соцсетей и мессенджеров действительно совершается через Telegram и WhatsApp. Но почему же именно эти сервисы так привлекательны для мошенников? Как объяснила эксперт по кибербезопасности Екатерина Дуб, дело в новой для данных приложений функции в виде демонстрации экрана.
«Через демонстрацию экрана преступники полностью читают телефон жертвы. Они без проблем видят все приходящие в СМС коды. Злоумышленники отвлекают жертву, пока она разговаривает по видеозвонку. Мошенники моментально вводят все коды из СМС и сразу опустошают счета», — рассказала Дуб.
Поэтому частичное ограничение звонков, как объясняют в Госдуме, — это скорее точечный удар. Блокируется именно тот канал, который активно используют злоумышленники. Telegram, в свою очередь, прокомментировал решение Роскомнадзора, заявив, что сам борется с вредоносным контентом и призывами к мошенничеству.
«Модераторы, использующие специальные инструменты ИИ, активно отслеживают общедоступные разделы платформы и принимают жалобы, чтобы ежедневно удалять миллионы вредоносных сообщений. Кроме того, Telegram первым внедрил детальные настройки конфиденциальности для звонков, чтобы каждый пользователь мог самостоятельно определить, от кого принимать звонки, или полностью отключать их», — говорится в сообщении.
Мошенники переходят в другие мессенджеры

Запрет звонков в WhatsApp и Telegram вовсе не означает, что мошенники сдадутся и уйдут в тень. Злоумышленники уже осваивают новые площадки. Одним из главных альтернативных сервисов власти и эксперты называют национальный мессенджер MAX. Но и там картина далека от идеальной. Только за июль 2025 года платформа заблокировала более 10 тысяч номеров, связанных с мошенниками, и удалила свыше 32 тысяч вредоносных документов.
«Например, мы уже видим, схемы, связанные с мессенджером MAX. Сейчас это единичные случаи, но это говорит о том, что мошенники уже тестируют различные гипотезы, которые впоследствии могут использовать массово», — сообщил директор продукта «Защитник» Андрей Бийчук.
В свою очередь, руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов уверен, что полностью очистить любую цифровую площадку от мошенников невозможно. Даже грядущий запрет на массовые обзвоны, который вступит в силу в сентябре, не избавит россиян от нежелательных звонков. Единственная реальная защита — это не технические блокировки, а осведомленность граждан. Люди должны понимать, какие схемы используют преступники, и уметь за себя постоять.