К 2030 году каждый четвертый житель России будет старше 60 лет, а к 2050-му, по прогнозам ООН, эта категория составит уже 22% населения планеты. Люди «третьего возраста» становятся все более значимой социальной группой, но при этом продолжают сталкиваться с барьерами как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.
Закат эпохи эйджизма: почему именно сейчас возраст стал источником карьерного успеха

Эйджизм в России и мире
Долгое время возраст воспринимался обществом скорее как ограничение, нежели преимущество. Считалось, что с годами человек становится менее работоспособным, быстрее утомляется, теряет гибкость мышления, проявляет излишнюю чувствительность или же, наоборот, категоричность в суждениях. Эти стереотипы прочно закрепились в массовом сознании и оказали прямое влияние на рынок труда — как в мире, так и в России. Пожилые специалисты нередко сталкиваются с предвзятым отношением и отказами при трудоустройстве только из-за даты рождения в паспорте.
Эйджизм — это форма дискриминации, основанная на предрассудках о возрасте. Чаще всего этот термин применяется к представителям старшего поколения, хотя и молодежь нередко ощущает на себе предвзятое отношение.
Масштабы проблемы подтверждают международные данные. Всемирное исследование ценностей 2020 года, охватившее более 83 тысяч человек в 57 странах, показало: половина респондентов придерживается эйджистских взглядов в той или иной степени. Для пожилых людей это не просто неприятный фон — это фактор, который напрямую влияет на здоровье, психологическое состояние, качество жизни и материальную стабильность. Согласно опросу ФОМ 2024 года, четверть россиян лично сталкивались с дискриминацией по возрасту, а 60% опрошенных уверены, что рынок труда отдает предпочтение молодым кандидатам.

Компании стали чаще выбирать взрослых работников
Впрочем, ситуация все же постепенно меняется. В последние годы все больше российских и зарубежных компаний отдают предпочтение именно зрелым сотрудникам. По данным SuperJob, 40% московских компаний берут представителей старшего поколения на работу. Одни делают это на равных основаниях с остальными сотрудниками, другие открывают для них отдельные вакансии. В прошлом году москвичи старше 50 лет составили треть от числа претендентов на руководящие посты, а женщины — около 14% от общего количества резюме.
Данные за этот год только подтверждают этот тренд. На «Авито Работе» за год число резюме от специалистов старше 45 лет выросло в полтора раза. Люди в возрасте от 45 до 64 лет готовы трудиться в среднем за 70 тысяч рублей, а кандидаты старше 65 лет — за 50 тысяч. Причем число резюме от пенсионеров за год увеличилось почти наполовину. Это значит, что даже после выхода на пенсию многие не спешат уходить с рынка труда.
Чаще всего кандидаты в возрасте от 45 до 65 лет выбирают работу фасовщика, оператора call-центра, мерчандайзера, кассира, а также помощника руководителя. При этом уровень зарплат, на который они рассчитывают, колеблется от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. Соискатели старше 65 лет в основном претендуют на вакансии охранников, упаковщиков, нянь, инженеров и водителей. Здесь зарплатные ожидания варьируются от 45 до 100 тысяч рублей.

В чем причина
Однако компании все чаще обращают внимание на зрелых специалистов не из-за внезапного просветления, а из-за того, что людей попросту не хватает. Работодатели вынуждены бороться за специалистов. Именно это обстоятельство заставляет их пересматривать привычные представления об «идеальном возрасте» кандидата.
По данным HH.ru, количество приглашений на собеседования для кандидатов 50+ за последний год выросло в два раза. В других же возрастных категориях такого скачка не наблюдалось. В одном из опросов 41% работодателей признались: они пересмотрели возрастной порог кандидатов и повысили его. Фактически это означает, что старшее поколение постепенно перестает быть «резервом на крайний случай» и начинает восприниматься как полноценная рабочая сила.
«Когда очень сложно закрывать вакансии, а людей на рынке немного, работодатели, конечно же, избавляются от самых разных стереотипов относительно соискателей. Мы действительно видим, что люди меняются. Это касается в том числе и старшего поколения, граждан 50+, даже 60+», — говорит руководитель внешних коммуникаций HH.ru в регионах Анна Осипова.

Тем не менее полностью стереотипы еще не исчезли. Консалтинговые компании признают, что большинство работодателей по-прежнему ориентируются на сотрудников моложе 45 лет. Управленцы не всегда умеют выстраивать коммуникацию со старшими кандидатами и опасаются проблем с их адаптацией. Однако дефицит кадров в Москве и крупных городах все же не оставляет работодателям выбора.
«Пока небольшое количество компаний готовы рассматривать кандидатов предпенсионного возраста. Все-таки это пока является исключением, это в большей степени инжиниринговая история, связанная с техническими позициями. Действительно, там у таких кандидатов высокая экспертиза, а молодых, наоборот, крайне мало. Просто кадров нет, и работодателям деваться некуда, они вынуждены искать возрастных сотрудников», — отмечает замгендиректора кадрового агентства «Визави Консалт» Ольга Петрова.

Есть и еще один фактор, который играет на руку зрелым специалистам: разница в рабочих привычках разных поколений. Исследования показывают, что молодые сотрудники, особенно представители поколения Z, отдают предпочтение удаленной занятости. Миллениалы чаще выбирают гибридный формат. Старшее же поколение, напротив, ценит стабильное присутствие на рабочем месте, и именно это качество оказывается востребованным для компаний, которые хотят видеть сотрудников в офисе.
Если взглянуть шире, то можно сказать, что мы живем в эпоху, когда ценность опыта постепенно вытесняет культ молодости. Да, пока только 20–30% компаний по-настоящему умеют выстраивать систему наставничества и обмена знаниями между поколениями. Но так или иначе, бизнес научился ценить то, что раньше считал «балластом». Пусть компании и подтолкнул к этому кадровый голод, но главное, что возраст перестает быть барьером, а наоборот становится ресурсом для решения бизнес-задач.
