Вы упали на рельсы в метро: что делать, чтобы остаться в живых при этой и других опасностях метрополитена?

Зазевавшись на великолепие станций московского метро, можно или свалиться на рельсы, покатиться вниз по тормознувшему эскалатору или, учитывая печальные реалии современного мира, стать мишенью террористов. Вот вам полезные советы на все три случая, которые помогут вам выжить.
Вы упали на рельсы в метро: что делать, чтобы остаться в живых при этой и других опасностях метрополитена?
Unsplash

Если вы упали с платформы

  • «Не пытайтесь самостоятельно выбраться, если вы оказались на путях, — говорит Андрей Легошин. — Под платформой проходит контактный рельс, на который вы инстинктивно поставите ногу для опоры». То, что от вас останется после удара током и последующего переезда поездом, послужит наглядным примером для остальных смельчаков.
  • РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    Unsplash
  • Если поезд уже близко — ложитесь в желоб между рельсами (такой есть в метро любой страны) и придержите полы одежды, чтобы они не зацепились за выступающие части вагонов. Глубина желоба позволит вам в безопасности дождаться помощи. Лучше лечь лицом вниз, чтобы поберечь психику: надвигающийся сверху поезд — зрелище не для слабонервных.
  • РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Не паникуйте и не пытайтесь выбраться, когда поезд остановится над тобой, пока тебе не скажут этого сделать работники метро, обесточившие прогон, — про тебя не забудут, можешь не сомневаться, а вот внезапный толчок состава может причинить серьезное увечье.
  • ФАКТ

    24 минуты проспал в межрельсовом желобе одной из станций Пражского метро 1 марта 1997 года 32-летний чех. После того как сотрудники метрополитена приостановили движение поездов и извлекли бедолагу с путей, выяснилось, что он был, конечно же, в стельку пьян, «страшно устал и решил покемарить перед дорогой домой».

    Если вы стали мишенью террористов

    В вагоне не спешите хвататься за оставленные кем-то сумки или другие вещи, в надежде найти там пачку денег. Лучше выйдите из вагона и сообщите о бесхозном багаже сотрудникам полиции. Пусть в случае благополучного исхода деньги достанутся саперам — согласитесь, их работа заслуживает поощрения.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Если поведение кого-либо из пассажиров вызывает у вас беспокойство, не поленитесь перейти в другой вагон, от греха подальше. Именно это спасло студента Артема Медведева во время теракта в московском метро 29 марта 2010 года. Артем решил уступить место стоящей беременной девушке, но та отказалась. Медведев заметил, что она страшно нервничает. Объяснив это положением, в котором находилась девушка, Артем тем не менее перешел в другой вагон на станции «Кузнецкий мост». Через несколько минут, на следующей «Лубянке», прогремел взрыв. То, что студент принял за растущий живот, оказалось поясом шахидки, начиненным болтами и кусками арматуры.

    «Если злоумышленник чем-то себя обнаружил, не вздумайте орать об этом на весь вагон, если не хотите тут же услышать взрыв, — предупреждает Андрей Легошин. — Дождитесь ближайшей станции, выйдите и как можно быстрее сообщите о террористе сотрудникам метрополитена, пока поезд не ушел. И не стоит думать, что все террористки — это закутанные в черное девы с безумным взглядом. Взрывником вполне может быть благообразная дама с сумочкой и в модных темных очках».

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    Pexels

    Если в вагоне прозвучал взрыв и вы легко отделались, тут же сообщите об этом машинисту по переговорному устройству. Если поезд двигается, не хватайтесь за ручку аварийного тормоза или открывания дверей — вполне возможно, вы успеете доехать до станции, где эвакуация не составит труда. Лучше постарайтесь помочь пострадавшим пассажирам и, если вагон загорелся, потушить пожар. В каждом вагоне есть два огнетушителя, они висят в противоположных углах салона. В крайнем случае, при сильном пожаре можно попытаться разбить лобовые стекла и перебраться в соседний вагон.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Если горящий вагон остановился посреди тоннеля, немедленно выбирайтесь, открыв двери или выбив стекла. Не касайтесь металлических деталей поезда — они могут оказаться под напряжением. «Из вагона спрыгивайте спиной вперед, ступни вместе, — объясняет Легошин. — Если спрыгнете на некий источник тока, расставленные ноги замкнут цепь — и пиши пропало».

    «В тоннеле всегда идите навстречу ветру, поток воздуха в тоннелях метро есть всегда, — говорит Легошин. — Ветер будет сбивать назад пламя и ядовитые газы, образующиеся при горении». Идти нужно строго посередине пути — вы ведь не забыли про контактный рельс? Выживший в пожаре в бакинском метро в 1995 году Элмин Абышев вспоминал, что именно неправильная организация движения погубила многих пассажиров, устремившихся против хода поезда и задохнувшихся в дыму.

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Не сворачивайте в технические коридоры: тоннели метро — не самое лучшее место для поиска приключений, тем более что за одним из поворотов вас может встретить несущийся на скорости 60 км/ч поезд.

    Машинисты-герои

    6 февраля 2004 года в 08:30 в московском метрополитене на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» прогремел взрыв. Машинист поезда Владимир Горелов применил экстренное торможение, но дать сигнал SOS не смог — в головном вагоне повредило связь.

    Горелов выскочил из кабины и дозвонился до диспетчера с телефона, установленного в тоннеле; дождавшись, чтобы обесточили контактный рельс, открыл двери по обе стороны вагонов, сам пробрался в состав и принял участие в спасении пассажиров. Ни один человек при эвакуации не погиб. Рассказывают, кстати, что в одном из предыдущих терактов в метро другой машинист и его помощник заперлись в кабине поезда, закрыли глаза руками и сидели так, пока их не выковыряли из кабины спасатели.

    Владимир Горелов награжден орденом Мужества, по сей день работает машинистом в электродепо «Сокол».

    Unsplash
    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Если вы попали в переплет на эскалаторе

    Опасность может подстерегать вас не только в вагоне поезда или на платформе, но и при аварии на эскалаторе. Вспомним 17 февраля 1982 года, когда лестничное полотно эскалатора, спускающегося на станцию «Авиамоторная» столичной подземки, вдруг вдвое увеличило скорость. Аварийный тормоз не смог вовремя остановить полотно, и почти 100 человек, не удержавшись на ногах, покатились к нижней площадке эскалатора. В месиве из человеческих тел были раздавлены насмерть 8 пассажиров и 30 получили серьезные травмы. Вторая подобная авария, обошедшаяся без смертей, но с 9 пострадавшими, произошла 15 апреля 2012 года на станции «Комсомольская» (и в том и в другом случае причиной аварий стали ошибки техников).

    РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

    Чтобы выбраться живым из подобных ситуаций, запомните два совета:

    1. Стоя на эскалаторе, всегда крепко держитесь за поручень — он поможет вам не упасть в случае резкой остановки или резкого ускорения.
    2. Если эскалатор неожиданно начал ускоряться, то, не дожидаясь, пока вас собьют падающие пассажиры, используйте поручень в качестве опоры и запрыгивайте на балюстраду — сейчас ее облицовка состоит из металлических пластин, которые способны выдержать человеческий вес. С балюстрады переберитесь на соседний эскалатор.

    Памятная дата: 28 октября 1995 года

    В этот день 289 человек погибли в тоннеле бакинского метро, это самый страшный инцидент за всю мировую историю подземки. На перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в одном из вагонов загорелся тяговый двигатель, и запаниковавший машинист сдуру решил остановить состав в тоннеле. Возникла паника — люди давили друг друга в вагонах, а выбравшись, шли по направлению ветра и задыхались в едком дыму.