В понедельник, 15 декабря, таксисты, которые сотрудничают с агрегаторами, решили устроить забастовку. Первыми бойкотировать работу начали водители на Дальнем Востоке. В Приморье, по данным «ФедералПресс», в рабочих чатах таксисты обсуждали не просто однодневную акцию, а сценарий затяжного протеста. Они планировали не выходить на линии до тех пор, пока агрегаторы не отреагируют на их требования.
Водители объявили забастовку: эра дешевого такси подошла к концу?

Таксисты в регионах устроили забастовку
Также присоединились к бойкоту водители из Хабаровского края. Однако местные СМИ со ссылкой на источники писали, что пассажиры не заметили никаких сбоев: водителей на улицах было достаточно, тарифы не взлетели.

Некоторые местные водители отказались выходить на линии в Новосибирске. В соцсетях они делились цифрами, от которых, по их словам, «волосы встают дыбом». Комиссия агрегатора за смену, утверждали они, порой может доходить до 23–24%. То есть, почти четверть заработка водители вынуждены отдавать платформе. Также сообщалось, что отказались принимать заказы таксисты из Ставропольского края, Саратовской и Калининградской областей и некоторых других регионов.
Активисты движения рассчитывали на всероссийский масштаб акции. В одном из чатов водителей звучала цифра в 50 тысяч человек. По их мнению, если столько таксистов не вышли бы на линии 15 декабря, тогда бы агрегаторы могли понести серьезные убытки и, наконец, сесть за стол переговоров. Однако желающих рискнуть доходом ради общей цели оказалось заметно меньше, и массовая забастовка провалилась.
Чем недовольны водители такси
Водители, работающие с агрегаторами, считают нынешние условия труда несправедливыми. Чтобы нормально зарабатывать, им приходится крутить баранку по 12–14 часов в сутки. При этом агрегаторы забирают огромные комиссии, не неся при этом расходов на бензин и ремонт машин.
Таксисты уверены: отрасли необходима системная реформа. Водители хотят ограничить рабочий день 8–9 часами, снизить комиссию до 15–19% и пересмотреть тарифы. Особенно — на длинные поездки, которые сегодня часто оказываются убыточными.
Но деньги — лишь часть истории. Таксисты требуют и человеческого отношения. Льготные кредиты на обновление автопарка, четкие и жесткие правила для пассажиров: запрет отмены заказа за пару минут до подачи машины, блокировки за неявку и нарушения правил поведения в салоне. По словам водителей, сейчас все издержки в подобных ситуациях ложатся исключительно на них.

Отрасли грозит затяжной кризис
То, что происходит сегодня с забастовками, — лишь верхушка айсберга. Впереди у отрасли куда более серьезное испытание. До вступления в силу закона о локализации такси остается меньше трех месяцев, и далеко не все участники рынка успевают подготовиться к новым правилам.
«Получив предварительный перечень от Минпромторга, перевозчики не видят в нем достаточного выбора: часть моделей не подходит для комфортных городских перевозок, другая — слишком дорога, и в целом список не соответствует запросам отрасли по эксплуатационной эффективности и себестоимости», — заявила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Особенно тревожной эксперты называют ситуацию как раз таки с самозанятыми водителями. Именно они в последние годы во многом и обеспечивали обновление таксомоторного парка: люди выходили на линии на личных автомобилях, чаще всего на иномарках. Но после 1 марта 2026 года большая часть таких машин не сможет работать в такси. «Заменить семейный автомобиль только ради подработки объективно сложно: это дорого, рискованно и не соотносится с реальными доходами», — отметила Зарипова.

В Госдуме в качестве временной меры обсуждается введение квоты в 25% от регионального парка такси. Однако в Общественном совете считают этого недостаточно и настаивают на расширении квоты, иначе рынок рискует потерять значительную часть работников уже в первый год действия закона. Под ударом, прежде всего, окажутся малые города и районы с невысоким спросом, где рынок держится на частных водителях с личными автомобилями.
При этом эксперты не ждут мгновенного обвала рынка. «Мы не ожидаем коллапса, но по мере естественного выбывания машин и резкого сокращения притока новых в реестры мы увидим рост дефицита, увеличение времени ожидания и постепенное повышение тарифов. Основные риски проявятся не сразу, а в течение последующих 12-24 месяцев», — спрогнозировала Зарипова.
В этом контексте сегодняшние протесты водителей выглядят как первый тревожный звоночек. Отрасль входит в период турбулентности, где сходятся сразу несколько факторов: недовольные водители, дорогие автомобили, падающая рентабельность и растущие цены для пассажиров. И если эти линии сойдутся в одной точке, кризис в такси рискует оказаться затяжным.
Что будет с ценами
По данным исследования банка «Русский стандарт», в прошлом году средняя стоимость поездки по стране достигла 522 рублей. Годом ранее средний чек составлял 417 рублей. Формально — плюс 25% за год, но это лишь средняя температура по больнице. Динамика цен сильно разнится на местах. В сервисе «Максим», который работает в крупных городах и агломерациях, говорят о росте стоимости поездок примерно на 20% за год. В то же время, по словам зампредседателя профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрея Попкова, по России цены на такси выросли почти на 50%. И это, по его прогнозам, еще не предел. По итогам текущего года рост может составить еще 50%. Дальше — больше. Эксперты практически единодушны в прогнозах: после вступления в силу закона о локализации тарифы вырастут более чем на 30%.
Смягчить удар по рынку теоретически возможно, но для этого нужен комплекс мер. В отрасли говорят о необходимости срочного пересмотра условий для самозанятых водителей. Еще одна критически важная мера — федеральная программа льготного лизинга, без которой обновление автопарка грозит стать неподъемным для большинства перевозчиков. Если эти вопросы останутся без решения, тогда легальный сегмент будет постепенно сдавать позиции, уступая место серым схемам и нелегальным перевозкам. Для пассажира это означает неприятный выбор: либо дороже и дольше, либо быстрее и дешевле, но с риском для жизни.
